«Над пропастью во ржи», художественный анализ романа Сэлинджера
Вышедший в 1951 году роман Д. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» представляет собой рассказ семнадцатилетнего американского школьника Холдена Колфилда, исключенного перед Рождеством из школы Пэнси за неуспеваемость.
Основная идея романа — неприятие лжи, проявляющейся как в моральных нормах, бытующих в обществе, так и в людях, событиях, предметах — тесно связана с Образом главного героя. Холден Колфилд знакомит читателя не только с внешней, событийной стороной своей жизни , но и внутренними представлениями о знакомых ему людях,
Главный герой ведет себя, как и положено семнадцатилетнему подростку: бесшабашно, импульсивно, с вызовом. Все, о чем он говорит, преподносится им с максимальной откровенностью: школа Пэнси, в которой учатся дети богатых родителей, видится Холденом, как место, в котором много жулья и совсем мало «смелых и благородных юношей», как гласит рекламная надпись этого учебного заведения в журнале; учитель истории, старик Спенсер нагоняет на него тоску своим жалким, потрепанным халатом, просвечивающими сквозь вырез старческими ребрами и лекарствами от простуды.
Общение
Разговаривая с учителем истории, герой сразу же соглашается с тем, что за время учебы в Пэнси он ничего не учил, но старик Спенсер, как будто и не слышит этого: он входит в раж и никак не может остановиться в своих поучениях, хотя даже подростку очевидно, что это все ни к чему, раз человек уже признал свою ошибку.
Говоря о том, что его раздражает в окружающих, Холден с беспощадной прямотой указывает на те мелкие детали, о которых большинство людей даже и не задумывается, но тем не менее раздражается не меньше героя романа: прикосновение к личным вещам , мнимая чистоплотность , внимание к внешним деталям и пренебрежение к истинной сути предмета , крепкое, показное рукопожатие .
Сильнее всего в людях Холдену не нравится их желание быть тем, кем они на самом деле не являются: главного героя тошнит от «искреннего голоса» Стрэдлейтера, охмуряющего в машине девушек; он плохо относится к тому, что его старший брат Д. Б. — променял свой литературный талант на Голливуд; он насквозь видит снобизм чернокожего пианиста Эрни, притворяющего скромным малым; он не любит театр из-за того, что актеры ведут себя слишком непохоже на людей, а когда все-таки становятся похоже , то все портится из-за того, что они начинают задаваться, осознавая свой талант; он не может понять даму из кинотеатра, плачущую над выдуманной историей, но полностью игнорирующей своего маленького сына, просящегося в туалет.
Видя недостатки других людей , Холден Колфилд не закрывает глаза и на свои собственные изъяны: он знает, что он — лгун, потому что в разговорах со взрослыми беззастенчиво врет им, говоря то, что они хотят услышать; понимает, что он — трус, когда он размышляет о своем неумении ударить человека по лицу; наконец, он спокойно говорит о том, что когда волнуется, то хочет в туалет.
При этом Холден — глубоко чувствующая натура. Он любит читать хорошие книги, главным мерилом качества которых для него является желание сделать их авторов лучшими друзьями. Он — девственник, и только потому, что всегда останавливается на самом интересном месте по просьбе девушки.
Он — любит свою младшую сестренку Фиби за то, что она все понимает, как надо, и младшего брата Алли, умершего от белокровия. Он ценит в людях их сильные стороны: например, умение танцевать в глупых, помешанных на голливудских актерах, девушках. Он склонен к философским размышлениям — в то время, как окружающих волнует их эго, Холден может размышлять о том, что происходит с утками из Центрального парка зимой, или мечтать о том, чтобы время остановилось, как это произошло с экспонатами Этнографического музея, в который он ходил с раннего детства.
Он ценит не только физическую сторону любви, но и духовную: вспоминая свои взаимоотношения с Джейн Галлахер, Холден думает прежде всего о том, насколько естественно и приятно ему было держаться с ней за руки.
Главный герой романа — умеет логически мыслить, имеет на все свою точку зрения, но в некоторых жизненных вопросах оказывается удивительно наивным: он не знает, сколько зарабатывает его отец, корпоративный юрисконсульт; он не сразу разбирается в начитанной Салли Хейс.
Ненавидя нью-йоркскую жизнь, Холден видит только один способ покончить с окружающей его ложью, — побег. Молодой человек мечтает о спокойной работе на автостоянке. Он фантазирует, что мог бы притвориться глухонемым, чтобы не общаться с людьми; он представляет себе, как построит хижину, в которой не будет никакой «липы», то есть лжи.
Сбежать из Нью-Йорка Холдену не удается. С одной стороны, его держит любовь к младшей сестренке Фиби, решившей отправиться в путь вместе с ним; с другой — в нем нет сильного внутреннего стержня для полного изменения жизни. Холден Колфилд лишь мечтает о том, что лучшее из занятий — стеречь маленьких ребят над пропастью во ржи.
На деле же ему суждено жить в той среде, в которой он рожден, и пытаться подстроиться под нее, как он это делал на протяжении всего романа.