“Бесприданница”, анализ пьесы Островского

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих “самодуров”, то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. “Тургеневская” девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского “Горячее сердце”, “Гроза”, “Снегурочка”

созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с “горячим сердцем” можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы “Бесприданница” . Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера. Лариса – последняя

надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует.

И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой. Поэтому она учит: “Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”.

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором. Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница.

А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев “Грозы”, уже не самодуры: их власть основана на деньгах. “У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам”, – говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – “блестящий барин”, в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что “чуть не умерла с горя”, легко променял ее на “миллионную” невесту – дочь владельца золотых приисков. Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за “первого встречного” Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, “скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…”

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что “Сергей Сергеич – идеал мужчины”, снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад скрылся неожиданно, и “ни одного письма”. Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей.

Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке. Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни.

А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе “Гроза” муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В “Бесприданнице” похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь “расправляет крылья”. Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча.

Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина. И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем.

Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: “Вы слишком ничтожны для меня”, а потом с горечью признается: ” Я любви искала и не нашла”.

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход “Ласточку”, потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым. Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен – у него “золотые цепи”.

Вот тогда приходит к героине прозрение. Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в “Грозе”, но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный приговор самой себе: “Я не нашла любви, так буду искать золота”. И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в “орлянку” у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах.

Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


У кого булгаков сюжет повести собачье сердце.
Сейчас вы читаете: “Бесприданница”, анализ пьесы Островского