Урок на тему «Библейские истории в шедеврах мирового искусства»
Канторович Ирина Витальевна,
Учитель истории в ГОУ ЦО «Технологии обучения» , к. и. н.
Дистанционный курс для школьников
«Библейские истории в шедеврах мирового искусства»
Пояснительная записка
Данный ресурс создан с целью представить учебное интернет-пособие — элективный курс по обществознанию для учащихся 7-11 классов «Библейские истории в шедеврах мирового искусства».
Ресурс содержит следующие файлы:
1 — Настоящая пояснительная записка.
2 — Раздел «Иосиф толкует сны в тюрьме» .
3
4 — Программа курса, утвержденная МИОО.
5 — Озвученный текст раздела курса «Иосиф толкует сны в тюрьме».
6 — Изображение картины А. А. Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу хлебодару и виночерпию».
7 — Текст изучаемого фрагмента Библии.
8 — Озвученный текст изучаемого фрагмента Библии в исполнении актера.
9 — Изображение картины Строцци «Сны хлебодара и виночерпия».
10 — Изображение рисунка Рембрандта «Сны хлебодара и виночерпия».
11 — Статья из справочных материалов курса
12 — Ресурс курса «Записная книжка» .
13 — Ветка форума «Анкета о содержании и техническом оснащении курса» с ответами учащихся ГОУ ЦО «Технологии обучения», изучающих курс .
Для знакомства с курсом Вашему вниманию предлагается произвольно выбранный раздел «Иосиф толкует сны в тюрьме» . Откройте, пожалуйста, файл 2. Курс предоставляет следующие основные возможности изучения этой темы:
1) Учитель выводит изображение картины «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу хлебодару и виночерпию» на экран. Учитель может не только сам излагать ученикам материал, но и предложить ученикам прослушать текст урока , рассматривая при этом картину. Он может предложить ученикам прочитать текст урока самостоятельно: в этом случае рекомендуется воспользоваться звуковым сопровождением урока .
2) Учитель демонстрирует ученикам картины из картинной галереи урока и предлагает ученикам прочитать или прослушать изучаемый фрагмент Библии, после чего ответить на вопросы: «Какая картина, по-вашему, наиболее соответствует библейскому тексту? Почему?»
Курс предоставляет также дополнительный справочный материал — статьи понятий и персоналий . В данном разделе это статья о Русском музее и об А. А. Иванове . В курсе имеется также ресурс «Записная книжка ). «Записная книжка» представляет собой книжку-путеводитель ученика по городам и музеям мира, где собраны изученные учеником произведения искусства по месту расположения их подлинников в музеях мира. Собираясь через 20, 30, 40 лет посетить Париж, Лондон или какой-либо другой город, он всегда сможет заглянуть в эту книжку на букву «П» или «Л» и узнать, какие картины, находящиеся в этих городах, ждут его как старые знакомые. «Записная книжка» является также вспомогательным «организующим инструментом» курса, поскольку предоставляет возможность найти картину, содержащуюся в соответствующем уроке курса .
В качестве заданий к темам курса предлагаются различные по степени сложности тесты, творческие задания, задания на поиск аналогий и соответствий, кроссворды и т. д. Высказаться по проблемным вопросам учащиеся имеют возможность в заданиях-форумах. Пример задания по рассматриваемой теме — кроссворд «Начальный период жизни Иосифа в произведениях живописи» :
По горизонтали:
2 — Имя младшего сына Рахили, родного брата Иосифа
3 — Название страны, куда Иосиф был продан в рабство
6 — Один из братьев Иосифа, предложивший продать его торговцам
8 — Слуга фараона, оказавшийся с Иосифом в тюрьме, которому приснился счастливый пророческий сон
10 — Один из ветхозаветных патриархов, отец двенадцати сыновей
По вертикали:
1 — Немецкий Художник XIX в., автор фрески «Братья продают Иосифа в рабство»
4 — Царедворец, купивший Иосифа у торговцев
5 — Один из братьев Иосифа, уговоривший других братьев не убивать Иосифа
7 — Великий голландский художник, автор множества работ на библейские сюжеты, в том числе офорта «Иосиф рассказывает сны»
9 — Любимый сын Иакова
Цели и задачи курса описаны в Программе , там же размещены ссылки на основные источники.