Вопрос социальной справедливости в повести И. Я. Франка «Перекрестные тропы»
Процесс создания художественного текста — это довольно сложная работа. Будто из утреннего тумана, появляются очертания конструкции, детали удивительного сооружения, название которого — литературное сочинение. Утомленный, но просветленный и взволнованный творец подходит, как хозяин, к резьбе дверей и отворяет их — он приглашает зайти в это жилье, где будет всем приятно и радостно гостить и вести мудрые беседы…
Давайте погрузимся в несравненный мир творчества И. Я. Франко и поговорим о его прогрессивной повести «Перекрестные
Он прибыл в город и скоро прославится как защитник «хлопов». Сначала Евгений ограничивается лишь организацией экономичной борьбы крестьян, разъяснением им законов, которых они не знают
В этом «всюду видно было одну руку, одну работу».
За эту деятельность Евгения возненавидели местные богачи и духовенство. Их злит, что молодой адвокат — честный, порядочный человек, который стремится всем естеством к правде. А особенно то, что он улучшает жизнь русинов: «Здесь были и конкретные случаи правового и врачебного подспорья крестьянам, и планы организации читален, касс І союзов…» Как видим, идеалы Рафаловича от народнических эволюционируют к социалистичным .
Будущее крестьян — основная цель Рафаловича. Для этого он делает все, к сожалению, отказавшись от личного счастья. А полюбил он Регину Твардовскую — необыкновенную девушку, которая имеет высокие мечты и желания. Однако она не сразу ощутила и осознала, что любит Евгения.
Поэтому и становится на жестокий жизненный путь, который приводит к трагическому финалу. Она выходит замуж за нелюбимого по приказу своей «тети» и становится несчастной на всю жизнь. Имея единый шанс на романтическое бегство с Евгением, Регина снова колеблется, так как: «Я замужняя женщина». И только позднее осознает свое положение, так как ее мужчина — Валерьян Стальський — очень жестокий человек.
У него единая философия: «С женщинами надо круто держаться… Надо проявлять характер, надо брать их под ноги, а то они возьмут вас». Так и произошло, в кровь избив Регину, которая потеряв надежды, в состоянии аффекта убивает мужа. Он для нее «…вранье, и гадость, и нечисть!»
Регина В конце концов свободная от деспота-Стальського, но нужна ли она Рафаловичу? К сожалению, Евгений уже «переболел» ею и не понимает ее положения. А потому произошло фатальное! Судьба Регины — это ужасная судьба женщины в бесправном галичском обществе, это — призыв души, которая не нашла отклика в когда-то родном сердце и была обречена на гибель.
Я считаю, Рафалович оказался эгоистом, бездушным политиканом, который стал «рабом» обстоятельств, которые оказались более сильные его «слабой» души. Он размышляет по поводу Регины и доходит до вывода: «Что она ему? Прихоть, слабость воли, сентиментальный порыв… Встречаются перекрестные тропы на широкой степи да и снова разбегаются… Так будет и с нами».
Досадно, что интеллигентный человек не заметил глубокую драму несчастной женщины.
Ценой жизни человека Рафалович продолжает свою общественную работу с крестьянами. Массы уже пробуждаются, они являются основной движущей силой в борьбе. К сожалению, эта проблема является актуальной и в наше время.
Вот почему сочинение И. Франко открывает глаза на простые истины: одни захватили неисчислимые богатства, а другие не имеют ничего.