Трагедия героини романа Флобера «Госпожа Бовари»
Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» — первое произведение, отразившее миропонимание и принципы зрелого писателя. Перед нами раскрываются нравы буржуазного общества, предстают картины жизни провинциальных французских городов. От Тоста идо йонвиля мы на каждом шагу встречаем одно и то же: «Каждый день в один и тот же час открывал свои ставни учитель в черной шелковой шапочке, и проходил сельский стражник в блузе и при сабле.
Утром и вечером, по трое в ряд пересекали улицу почтовые лошади — они шли на водопой. Время от времени
В своем произведении автор повествует о трагической и печальной истории Эммы Бовари, показывает зависимость ее характера от воззрений и обычаев среды.
Перед нами на первый взгляд банальный
В чем же причина такой драматической развязки? Вглядевшись пристальнее в образ героини Флобера, мы начинаем понимать, что она не просто жена-прелюбодейка, ищущая развлечений с новыми и новыми мужчинами.
Образ мадам Бовари внутренне противоречив. С одной стороны, душой она живет в единственно знакомом и понятном ей мире — мире иллюзий и грез. С другой стороны, мир, окружающий ее, совершенно не похож на тот, к которому она стремится в своих мечтах. Погружаясь все больше в трясину обывательского существования, Эмма стремится вырваться из нее с помощью любви — единственного чувства, которое, как она считает, может поднять ее над опостылевшим серым миром.
Но что может она знать о настоящей любви? Поддаваясь ложный стереотипам, воспринятым из книг, «Эмма смешивала чувственные утехи роскоши с сердечными радостями, изысканность манер с тонкостью души». Она не задумываясь принимает предложение Шарля и становится его женой.
Разочаровавшись в муже, она, словно в омут, бросается в объятия Родольфа, в котором теперь видит свой любовный идеал. Она радуется тому, что у нее есть любовник, не замечая разницы между понятиями любить и иметь любовника. Ей кажется, что достаточно «облокотиться на балкон швейцарского домика или заключить свою печаль в шотландском коттедже, укрыться там вместе с мужем и чтобы на нем был черный бархатный фрак с длинными фалдами, мягкие сапожки, остроконечная шляпа и кружевные манжеты» , чтобы стать по-настоящему счастливой.
Героиня Флобера не замечает отсутствия внутреннего содержания подобной связи: с самого начала ее любовник смотрит на нее, как на временную игрушку, и с первого свидания уже думает о том, как от нее потом избавиться. Измену любовника Эмма Бовари переживает трагически. И свое спасение ошибочно видит в том, чтобы с вновь возродившейся страстью отдаться другому мужчине.
При этом, пережив разочарование в семейной жизни, она видит в законном браке только претящую ей инерцию пошлого сожительства. Но в сменяющих друг друга романах она встречает то же самое. Так, шаг за шагом, разбиваются иллюзии героини, приводя к ее полному нравственному падению и, в конечном итоге, к жалкой смерти. «Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь.
Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением». Из основной дели ее жизни — любви — полностью исчезли всякие признаки духовности. Будто подводя итог своей жизни, героиня размышляет: «Счастья у нее нет и никогда не было прежде. Откуда же у нее ощущение неполноты жизни, отчего мгновенно истлевало то, на что она пыталась опереться? «
Неудовлетворенность Пустым обывательским существованием поднимает Эмму над трясиной буржуазной пошлости. В отличие от окружающих ее мелких буржуа, у нее есть определенные жизненные идеалы; она единственная из всех героев не может смириться с узостью провинциализма. Однако ее идеалы не могут принести ей практическую пользу, потому что пошлы по своей сути. Она все-таки является женщиной «в известной степени испорченной, с извращенными представлениями о поэзии и с извращенными чувствами». Подобная извращенность, утверждает автор романа, есть результат «романтического воспитания».
Кроме того, это результат взаимодействия с окружающим ее миром, наполненным такими самодовольными, пошлыми, двуличными, беспринципными людьми, как аптекарь Омэ или кюре, который призван утешать своей религией людей, а на самом деле больше интересуется тем, как лечить коров.
Крушение романтических иллюзий началось уже с первых дней замужества, с медового месяца, проведенного в убогом, скучном Тосте. Где же тот волшебный «заход солнца», наблюдать за которым так стремилась героиня? Где «аромат лимонных деревьев»? Где мечта о том, чтоб сидеть вечером «на террасе виллы вдвоем, рука в руке, смотреть бы на звезды и мечтать о будущем*?
Ничего этого она не встретила в браке, ее муж не способен был разделить ее стремлений. Однако не смогли разделить их и ее любовники.
Автор с помощью мастерских литературных приемов полностью разоблачает всю романтику любви. Особенно важную роль здесь играет сцена на сельскохозяйственной выставке, когда на фоне всеобщего шума и гула Родольф говорит Эмме о своей любви:
— Знал ли я, что буду сопровождать вас? — говорит Родольф. — 70 франков… — Сто раз я хотел удалиться, а между тем я последовал за вами, я остался…
Эмма Бовари кончает жизнь самоубийством. Но это не гибель от неразделенной любви, не отчаянный протест против ненавистного ей мира. Причина ее самоубийства проста и банальна: убедившись в тщетности попыток достать деньги для расплаты с ростовщиком, героиня видит только один способ спастись от нищеты и позора — выпить яд. «Я весьма жестоко обошелся со своей героиней», — признавал Флобер. Но эта жестокость была намеренной.
Она была единственным способом, который мог пробудить «спящие» души людей, открыть им глаза на окружающую пошлость, на низость мелкобуржуазных интересов, на извращенность самых высоких понятий, таких как любовь, брак, счастье, мечта. «Великой проблемой реализма» называет писатель разрушение всех романтических иллюзий, всех попыток так или иначе лакировать действительность.
Автор ставит читателя лицом к лицу с самой жестокой правдой жизни. Никаких иллюзий в отношении сущности буржуазного мира, никаких красивых обманов не должно быть. Он заставляет читателя увидеть эту жизнь во всей ее наготе и неприглядности.