Сатирическое изображение градоначальников города Глупова
На языке — «государство», а в мыслях —
«пирог с казенной начинкой».
М. Е. Салтыков-Щедрин
В своем сатирическом произведении Салтыков-Щедрин обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный государственный строй.
По давно сложившейся традиции, периоды жизни Российского государства связывались с правлением того или иного государя. В своем произведении писатель разбил историю одного города на отдельные главы, каждая из которых связана с именем нового градоначальника.
Салтыков-Щедрин использовал фантастику, гиперболу и художественное иносказание, чтобы показать весь монархический строй России. Город Глупов быстро стал одним из самых известных на Руси городов. Современники искали и находили в нем черты провинциальных столиц.
Глупов — это была вся Россия, с ее властителями, глупыми обывателями и бедными мужиками. «Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом Глуповым, — правдивое воплощение мракобесия, произвола и деспотизма царской России.
Коллекцию глуповских
Все градоначальники — невежды и проходимцы. Реформы, которые они проводят, приносят один вред и не имеют смысла. Один из правителей, Двоекуров, завел пивоварение и медоварение, ввел в употребление горчицу и лавровый лист — то есть то, что давным-давно было известно жителям. Другой, маркиз де Санглот, Напевал непристойные песни.
Третий, с жутким именем Василиск Бородавкин, выступил против недоимщиков, сжег 33 деревни, чтобы взыскать два рубля с полтиною. Ему на смену пришел Онуфрий Негодяев. Этот размостил вымощенные Бородавкиным улицы и из собранного камня настроил монументов. Майор Прыщ оказался с фаршированной головой, а Угрюм-Бурчеев разрушил старый город и построил новый.
Перехват-Залихватский прославился тем, что, въехав в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.
Галерея глуповских градоначальников завершается зловещей фигурой Угрюм-Бурчеева, который «соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством» и воплощал в себе черты наиболее реакционных деспотических правителей.
История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народ жил при градоправителе Прыще, который делами совсем не занимался, так как голова у него была начинена фаршем. А наиболее страшный из всех — Угрюм-Бурчеев.
Портрет его дается на фоне такого пейзажа: «пустыня, посреди которой стоит острог; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель…»
Тургенев, прочитав «Историю одного города», отметил, что гротеск в этом произведении помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества, а сатира «преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее существа».