«Нить Ариадны» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение Брюсова «Нить Ариадны» было написано в 1902 г. и напечатано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к литературному направлению символизма, у истоков которого в России стоял Брюсов. Оно наполнено самобытными брюсовскими символами. В основе образа лежит аллегорический подтекст фразеологизма «нить Ариадны», который означает «неожиданная помощь в затруднительном положении». Истоком этого фразеологизма стала мифология. Миф об Ариадне
Критский царь Минос заточил в нем своего сына-чудовище, получеловека-полубыка. Афиняне вынуждены были платить Миносу ежегодную дань — по 7 юношей и девушек на съедение Минотавру. Но сын афинского царя Тезей решил избавить Афины от позорной дани. Дочь Миноса Ариадна дала ему спасительную нить, которую Тезей разматывал, чтобы не заблудиться в лабиринте.
По этой нити Тезей, победивший Минотавра, и его спутники смогли выйти из лабиринта. Это было нелегко, потому что лабиринт строил сам Дедал — лучший ученый своего времени. Но это уже другая история, как и
Брюсов на каждый мотив и эпизод мифа о Кносском лабиринте сочинил отдельное стихотворение. В стихотворении «Нить Ариадны» Брюсов играет с фразеологизмом, вдумываясь в его смысл. В жизни современного человека становится важной древняя античная история, приобретающая другой смысл и новый конец.
Символами становятся образы случайного путешественника, погасшего факела и тьмы, мстящего лабиринта.
Жанр стихотворения — философская лирика. Недаром же Брюсов дал подзаголовок этой группе стихов в сборнике: «Думы. Предчувствия».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 8 катренов. Эпический сюжет его сопоставим с мифом о нити Ариадны, но не совпадает с ним. Лирический герой оказывается на месте Тезея, но поступает по-другому.
Он входит в лабиринт с нитью Ариадны, но не исполняет своего предназначения и не сражается с Минотавром, решая повернуть на полпути.
Но лирический герой не может выйти, оказывается в темноте, теряя путеводную нить. Он «обречен на подвиг», от которого хотел уклониться.
В стихотворении использован прием ретроспекции. Хронологически первая строфа должна стоять между предпоследней, повествующей о том, как герой остался в темноте, и последней строфой-выводом.
Тема стихотворения — долг и ответственность, баланс между желаниями и необходимостью. Брюсов поднимает философскую проблему выбора, поступка, случайности в человеческой судьбе. Основная мысль: выбор не всегда возможен, часто долг или обстоятельства обрекают человека на подвиг, гибель может быть случайной.
Тропы и образы
Самый важный образ стихотворения вынесен в название. Брюсов разрушает фразеологизм. Нить Ариадны не только не выводит человека из затруднительного положения, но заводит все глубже в лабиринт, предрекая скорую гибель . Фразеологизм «нить Ариадны» по мере развертывания лирического сюжета превращается во фразеологизм «потерять путеводную нить».
Но и сам герой не ведет себя по шаблону мифа. Образ лирического героя совпадает в стихотворении с образом эпического, повествование ведется от первого лица. Он будто оказывается на месте Тезея, но Тезеем не является.
У героя не только нет личных качеств воина Тезея, но и цели Тезея. Он не осознает, что пришел в лабиринт, чтобы победить Минотавра. Единственная самохарактеристика героя — эпитет дерзкий.
Для него подвиг уже то, что он вступил в лабиринт. Более того, лирический герой даже находит удовольствие в смене «мира солнца и свободы» на «сырую мглу» лабиринта. Он даже пел, сменив полдневный жар на сумрак лабиринта, но эйфория не имела под собой никакого основания.
Царевна, давшая герою клубок, возлагала на него другие надежды. Поэтому, когда герой ни с того ни с сего решил повернуть, он нарушил договор с судьбою.
Все стихотворение построено на противопоставлении мира под солнцем и сумрачного лабиринта. Лабиринт — символ жизненных перипетий и неурядиц, обозначенных в стихотворении пространственными нагромождениями: сходы, проходы, круги зал, винт лестниц. Мир лабиринта несколько раз противопоставляется миру на земле: жар полдневный — подземная тьма , странные чертоги — небеса , тайны безлюдной ночи — ласки синевы , весна и свет — все ядовитей воздух и гуще тьма . Противопоставление происходит по нескольким признакам: свет и цвет — тьма, тепло — холод, простор — замкнутое пространство, чистый воздух — ядовитый.
Если обобщить все противопоставления стихотворения, получится, что лабиринт символизирует смерть, а выход из него — счастливое избавление от смерти, возрождение. Весь этот образ выхода из пещеры-лабиринта — архетип возрождения героя. Недаром свое желание выйти он мотивирует тем, «чтоб целовать подругу в очи», чтоб любить.
Предпоследняя строфа свидетельствует о том, что возрождение героя не происходит.
Герой оказывается символически погребенным, налицо все атрибуты смерти: безлюдный зал заменяет гроб, факел догорает, побежденный тьмой, и завесой падают сумерки , герой лишается зрения и прекращает движение . Метафора бездна, возникающая в первой строфе, усиливается в предпоследней эпитетом бездонный мрак.
Последняя строфа — символическое обобщение. Каждый человек — случайный путешественник на этой земле, каждый обречен на трудный подвиг жизни. Тот, кто пытается заглянуть за завесу, разделяющую мир материальный и духовный, мир света и тьмы, прикасается к святым тайнам и вынужден сражаться чудовищами.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с большим количеством пиррихиев, так что размер можно считать и дольником. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.