«Молитва » анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
Стихотворение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный…»- относится к раннему периоду творчества Лермонтова и датируется 1829 годом. Автору на тот момент было всего 15 лет.
В стихотворении используется перекрестная рифма: когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Мужская рифма чередуется с дактилической. Все это дает ощущение разговора, ритмику человеческой речи.
Этому же способствуют и разнообразие тропов — тут есть и метафора, и эпитеты, и другие способы создания образа.
Во второй части стихотворения
Эта часть повествования носит успокаивающий, примирительный оттенок.
Образ лирического героя-бунтаря впервые полностью вырисовывается именно в этом произведении.
Стихотворение разделено на две неравные части. Каждая из частей состоит всего из одного сложносочиненного
Тема молитвы в поэзии не нова. Кюхельбекер, Языков, Веневитинов, Батюшков, Вяземский — каждый из них обращался к подобной форме. Но обычно это была смиренная, немного униженная просьба, признающая старшинство и могущество Всевышнего.
Такое безоговорочное признание силы: мол, место свое знаю, но вот было бы неплохо бы..
Как любое произведение подобного плана молитва в каноническом варианте имеет четкую структуру. Сначала идет обращение к Богу. Далее следует перечисление его заслуг и признание могущества, власти.
Третьим пунктом следует просьба молящегося.
У Лермонтова соответствие канону только формальное. Есть признание могущества и отражение к божеству в самой первой строчке, после которой следует самоунижение молящегося с перечислением грехов. Но типового подобострастия совершенно не слышно.
Автор говорит о своих грехах, но совершенно без раскаяния. Он просто ставит Бога перед фактом. Взор лирического героя обращен не к Богу и будущему блаженству.
Его интересы четко сконцентрированы на земном.
Во второй части наблюдается окончательный разрыв с каноном. Формально присутствует просьба «Не угаси сей чудный пламень». Но следом идет череда условий, при соблюдении которых герой согласен обратиться к Богу.
То есть автор попросту осмеливается ставить условия собственному Творцу.
Любопытен состав этих условий. Лишить всего, что нравится, что любимо героем в жизни земной. По сути, заставить автора признать рамки праведного поведения можно только одним способом — лишив его души, убив его .
В этой молитве 15-ти летнего поэта нет унижения. В ней наблюдается самый настоящий разговор равных. Автор признает власть Всевышнего над собой — он ведь может отнять и покарать.
Да только для героя возврат к нему есть отказ от себя самого, отречение от собственной души. Это не просьба. Это вызов.
Такое бунтарство, высказанное юным поэтом, еще повторится в его творчестве. Достаточно вспомнить «Демона», «Одиночество». Не считая несколько коротких «Молитв», написанных в разные годы вплоть до роковой дуэли.
Своеобразный постулат равновеликости и попытка определить свое место в мире. В котором, впрочем, проскальзывает простое желание примириться с правилами и рамками бытия.