«Гой ты, Русь, моя родная…» анализ стихотворения Есенина
«Гой ты, Русь, моя родная…» — стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.
История создания
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году . В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок»,
При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение — значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу.
По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое
Сюжет
Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса.
Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, — Яблочный Спас и Медовый Спас.
Тематика и образы
Ключевая тема стихотворения — тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах.
Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами.
Деревенские хаты в стихотворении — это иконостас, находящийся в большом храме — Руси.
Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того — она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.
Лирический герой
Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле — восторженное и в то же время молитвенное.
Русь для него — место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве .
Размер, рифмы и тропы
Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.
Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе — метафоры , аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения . Немаловажную роль играют устаревшие слова — например, леха и стежка . Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.
Литературное направление
Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее — условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение.
В их числе — Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов.
Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.