Оленин — характеристика персонажа
Произведение: Казаки
Оленин — герой повести Л. Н. Толстого «Казаки» , молодой, богатый московский дворянин, рано лишившийся родителей, тип человека 40-х гг. Полемически противопоставленный скучающим и разочарованным романтическим героям, О. изображен как нормальный и здоровый юноша, полный сил, энергии, радости существования, любви к жизни и людям, как человек абсолютно свободный, у которого не было ни службы, «ни семьи, ни отечества, ни веры, ни нужды». Однако свобода не только не приносит О. счастья, но становится источником ошибок,
И все же черты романтического героя явственно проступают в 0. Он испытывает глубочайшее отвращение к прозе повседневного существования, тине будничных мелочей, он не в состоянии ни для чего жертвовать своей свободой, а его внезапный отъезд кажется всем чудачеством и сумасбродством. Но и на Кавказе юнкер Дмитрий 0. держится особняком, не вписываясь в устоявшуюся офицерскую жизнь. Он всецело поглощен красотой природы, вольной и естественной жизнью казаков,
Всецело погруженный в себя, О. остается абсолютно чуждым казакам по своему душевному складу, ему не дано ощутить незримые нити, связывающие их в единое целое. И станица отвернулась от О., отказалась признать его своим . Одиночество 0., успевшего за время жизни в станице окончательно разочароваться в оставленном им светском обществе, пустом и фальшивом , и отвергнутого столь полюбившимися ему казаками, сродни одиночеству изгнанного из табора пушкинского Алеко: свободная и естественная жизнь простых людей оказалась обоим не по плечу. 0. — первый толстовский герой, ясно осознавший неизбежность разрыва со своей средой, необходимость внутреннего очищения и опрощения как первого шага по пути к нравственному совершенству. Сам же этот путь, процесс преодоления себя, предстал как необычайно сложный, трудный, непосильный даже для незаурядной личности. И для того чтобы он хотя бы начался, герой должен оказаться вне привычных условий повседневного существования, соприкоснуться с «общей жизнью» простого народа — патриархальным крестьянским «миром».
В «Казаках» возникает прообраз ситуации, которая составит затем основу «Войны и мира» и «Анны Карениной».