«Во всем мне хочется дойти до самой сути» анализ стихотворения Пастернака
История создания
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу «Когда разгуляется», изданную посмертно в «Избранном» .
Это было нелегкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, все более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далеким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным.
Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака. Уже напечатанный сборник «Избранного»
Хрущевская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию «Доктора Живаго», в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и ее последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером «свободного выражения настоящих своих мыслей». Именно об этом стихотворение «Во всем мне
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к философской лирике, оно изъясняет природу и проблемы творчества.
Советские литературоведы относили стихотворение к литературному направлению соцреализма, исходя из представленного в нем оптимизма. Лирический герой, с точки зрения советского литературоведения — настоящий советский человек, желающий дойти до самой сути, выполнить свою работу хорошо. Такая точка зрения, учитывая биографию и взгляды писателя, ошибочна.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — секрет, формула творчества, стихов. Пастернак размышляет о тематике своего творчества и о том, как достичь совершенства. Основная мысль состоит в том, что та высота поэзии, которой он достиг — еще не предел, потому что предела совершенству в поэзии, как и в жизни, как и в страсти — не существует.
Это своеобразное итоговое стихотворение поэта, рубеж, вывод из всей прожитой жизни и готовность к следующему этапу.
Стихотворение состоит из 10 строф и начинает итоговую книгу поэта «Когда разгуляется». В первых трех строфах лирический герой открывает душу, объясняя, что в жизни и в творчестве считает важным. Следующие три строфы посвящены теме страсти в творчестве поэта. Строфы с 7 по 9 реализуют метафору Вольтера из повести «Кандид»: надо возделывать свой сад.
Сад для лирического героя — творчество. Герой описывает создание стихотворения как взращивание сада.
Последняя строфа — подведение итогов. Уже рожденные стихи — это, с одной стороны, достижения, которые дают возможность автору почувствовать себя победителем, а с другой — только сильней натягивают тетиву лука творчества, с которой готовы сорваться новые стихи, новые результаты.
Тропы и образы
В первых трех строфах Пастернак будто отказывается от присущей его стихам метафоричности, используя только общеязыковые метафоры: дойти до самой сути, до оснований, корней, сердцевины, сердечная смута, схватывать нить. Эти строфы — попытка логически рассуждать о целях своей жизни и об областях применения этих целей .
Но лирический герой — прежде всего поэт, а не философ. Из всех нереализованных или не до конца реализованных тем он выбирает тему любви как наиболее важную в поэзии. Его размышление начинается признанием поражения: «О, если бы я только мог».
Лирический герой считает, что не достиг совершенства в описании страсти, потому что и сам до конца не понимает ее природу.
Восемь строк, с точки зрения поэта — идеальный размер любовной лирики. Поэты 19 века вполне могли уместить все свойства страсти в 8 строк. Это — идеал лирического героя. Дальше он перечисляет предмет лирического стихотворения, не используя ни одного глагола, а только часть речи, обладающую значением предметности — существительные: беззаконья, грехи, беги, погони, нечаянность впопыхах, локти, ладони. Из существительных рукою мастера вполне составляется картина страсти в ее развитии.
В шестой строфе лирический герой посягает на то, чтобы вывести «закон» страсти, то есть нечто подобное формуле любви, в которую войдет начало страсти, закономерности и инициалы имен возлюбленных.
Строфы с седьмой до девятой наконец наполняются знаменитой пастернаковской метафоричностью. Если стихи подобны саду, то его возделыванию надо отдаваться полностью, «всей дрожью жилок». Липовые аллеи олицетворяются, деревья становятся гуськом, в затылок.
В отличие от рассуждения о страсти, Пастернак перечисляет не предмет поэзии, стихов, а их суть, сопоставляемую с миром природы: дыханье роз и мяты, луга, осока, сенокос, раскаты грозы. Лирический герой сравнивает хорошие стихи с этюдами Шопена, считая, что в поэзии должна ощущаться жизнь природы, как в музыке Шопена отражено чудо фольварков , парков, рощ, могил.
Последняя, итоговая строфа возвращает философскую мысль к началу стихотворения. Герою хочется дойти до самой сути, и он многого достиг, во многом преуспел, что было сопряжено с мукой, с игрой, которая есть метафорой жизни. Сами же достижения метафорически сопоставляются с натянутой тетивой лука, с напряжением, благодаря которому они родились.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано ямбом с правильным чередованием четырех — и двустопных строчек. Рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской. Пастернак не заканчивает мысль ни в одной непарной строчке, из-за чего создается впечатления, что стихотворение состоит из двустиший с повторяющейся внутренней рифмой. Стихотворение все наполнено воздухом — паузами, которых в прозаической речи не было бы в этих предложениях.
Создается впечатление, что лирический герой размышляет вслух, поминутно задумываясь над сказанным.