Конспект урока русского языка «Осень. Звук и буква О»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26
Конспект урока русского языка
«Осень.
Звук и буква О»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед высшей категории
Урюпина Е. А.
Программное содержание:
Активизировать словарь по лексической теме «Осень».
Познакомить со звуком, буквой О.
Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок.
Развивать связную
Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки.
Развить просодическую сторону речи.
Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: кленовые листья ; письмо от Осени; листы с графическим заданием , карандаши; аудиозапись шелест листвы, шум дождя, голоса птиц; поднос с шуршащими фантиками, деревянными палочками; графическое изображение звука ; предметные картинки: овощи, зонт, гриб, ведро, пальто, обувь, груша, картофель; бусы; буква О, рисунок «Дупло и буква О»; бархатная бумага, шерстяная
Ход занятия:
Организационный момент.
На столах у детей лежат кленовые листья .
Логопед: Сядут на место те, у кого на столе оранжевый лист .
1. Логопед: Осень.
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
2. Логопед: Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги?
Дети: Осень.
Логопед: Осень оставила для вас письмо. .
«Ребята, приглашаю вас в осенний лес. Там вас ждет много интересного. Осень»
Логопед: Дети, отправимся в осенний лес.
Пальчиковая гимнастика.
Разбросала осень листья.
Разбросала осень листья, Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью. Плавные взмахи ладонями вверх, вниз.
Мы в осенний лес пойдем «Шагают» пальцами обеих рук по столу.
В букет листья соберем.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают
Лист дубовый, лист рябинки. Пальцы, начиная с большого.
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. Хлопают в ладоши.
Графическое задание.
Логопед: Ребята, возьмите карандаши. Мы пойдем в осенний лес по дорожке.
. Проведите человечка по дорожке в осенний лес.
5.Логопед: Вот мы и в осеннем лесу. .
Ах!
Дети: Ах!
Логопед: Ах! Как красиво!
Дети: Ах! Как красиво!
Логопед: Ах! Как красиво в лесу!
Дети: Ах! Как красиво в лесу!
Логопед: Ах! Как красиво в осеннем лесу!
Дети: Ах! Как красиво в осеннем лесу!
6. Развитие слухового внимания «Звуки леса».
Логопед: Послушаем звуки осеннего леса.
Запись: шелест листвы.
Логопед: Саша, что ты слышал?
Саша: Я слышал шелест листвы.
Логопед: Покажите, как шелестят, шуршат листья. .
Запись: шум дождя.
Логопед: Ильмира, что ты слышала?
Ильмира: Я слышала шум дождя.
Логопед: Покажите , как шумит дождь. .
Запись: голоса птиц.
Логопед: Ваня, что ты слышал?
Ваня: Я слышал голоса птиц.
Воспроизводим ритм: ку-ку , чик-чирик , тук-тук-тук .
7. Развитие неречевого и речевого дыхания.
Логопед: У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку. Носиком вдыхаем, губы трубочкой, подули на листочки .
А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф.
Фуу-фуу-фуу.
8. Ди «Эхо».
Логопед: Ребята, я слышу эхо.
Аааа __________ааааа .
Логопед: Давайте поиграем в эхо. Я буду громким голосом произносить звуки, а вы тихим голосом их повторять.
Ааааа .
Дети: Ааааа .
Логопед: Ауууу .
Дети: Аууу .
Логопед: Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом.
Логопед: Осень .
Дети: Осень .
9. Знакомство со звуком.
Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове «осень».
Дети: Звук. .
Сказка про звук.
Логопед: Жил — был звук. Он очень любил петь. Когда звук пел, рот его становился похож на небольшой овал: ООООО.
Дети: ОООО.
Логопед: Звук был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако!»
Дети: О! Какое красивое облако!
Логопед: О! Какой красивый осенний лес!
Дети: О! Какой красивый осенний лес!
Логопед: Звук — это какой звук?
Дети: Звук — гласный. Мы его можем петь.
Логопед: На что похожи губы, когда произносим звук?
Дети: Губы похожи на овал.
Логопед: Поиграем со звуком. Встаньте пожалуйста.
10. Мы ручками похлопаем: Хлопают руками.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем: Топают.
Топ, топ, топ.
Логопед: Услышите звук, хлопните в ладоши.
А, О, И, У, О.
Логопед: Услышите слог со звуком, топните ногой.
РА, РО, МУ, МА, НО.
Логопед: Услышите слово со звуком, присядете.
Осень, лужа, зонт, листья, пальто.
Логопед: Садитесь на места.
11.Ди «Четвертый лишний».
Логопед: Осень приготовила для вас подарки, в названии которых есть звук.
На магнитную доску выставляю предметные картинки: овощи, зонт, гриб, ведро. Называю картинки.
Логопед: Что лишнее?
Дети: Лишний гриб, потому что в словах овощи, зонт, ведро есть звук, а в слове гриб, звука нет.
Предметную картинку «гриб» убираю.
Логопед: Посмотрите на оставшиеся картинки: овощи, зонт, ведро. Назовите слово в названии которого звук в начале , в середине , в конце .
Выставляю предметные картинки: пальто, обувь, груша, картофель.
Логопед: Что лишнее?
Дети: Лишняя груша, потому что в словах пальто, обувь, картофель есть звук, а в слове груша звука нет.
Предметную картинку «груша» убираю.
Логопед: Посмотрите на оставшиеся картинки: пальто, обувь, картофель. Назовите слово в названии которого звук в начале , в середине , в конце .
12. Ди «Бусы».
Логопед: Рассыпались бусы,
Мы их соберем.
Нанижем на нитку
И слово найдем.
Логопед: Придумайте и назовите слова со звуком.
Дети называют слова, логопед нанизывает бусы на нитку.
12. Составление предложений.
Логопед: Составьте предложение со словом «осень».
Ответы детей.
13.Знакомство с буквой О.
Логопед: Звук обозначается буквой О.
Выставляю на магнитную доску букву О.
Логопед: В старом дереве дупло.
Ну совсем как буква О. .
Логопед: Ребята, на что похожа буква О?
Дети: на колесо, обруч, баранок, бублик.
14. Логопед: Выложите на бархатной бумаге ниткой букву О. Обведите ее пальчиком.
Дети выполняют задание.
15. Игра-драматизация «Осень спросим».
Логопед: Ребята, я слышу чьи то шаги. Может это Осень?
Выходите в круг.
Ильмире надеваю венок из осенних листьев, Леше шапочку — маску туча с дождиком.
Логопед: Здравствуй, осень!
Дети: Здравствуй, осень!
Юра: Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Ильмира: Принесла я вам муки.
Саша: Значит, будут пирожки.
Ильмира: Принесла вам овощей.
Слава: И для каши и для щей.
Ильмира: А уж яблоки, что мед!
Ваня: На варенье, на компот.
Ильмира: Принесла вам меду
Полную колоду!
Кирилл: Ты и яблок, ты меду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду нам в подарок принесла?
Леша С.: Дождику вы рады? .
Дети: Не хотим, не надо! .
Итог:
Логопед: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.
Вы все молодцы, хорошо занимались.