«БРОДячий русСКИЙ»
Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского
Учитель. Мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством поэта XX века, нашего современника, Иосифа Александровича Бродского. Имя его официально появилось в русской литературе около пятнадцати лет назад, его наследие только начали изучать, поэтому перед нами очень трудная, но интересная задача — открыть для себя великого поэта.
А для начала постараемся в общих чертах представить его жизненный и творческий путь.
Первая учебная ситуация
— Какое впечатление производят стихи Бродского
Познакомьтесь с карточкой. Сформулируйте в двух-трех словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.
Карточка 1
Перед вами стихотворения Бродского разных лет. Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.
В какой мере высказывание П. Вайля может быть отнесено к этим стихотворениям? Запишите в тетрадь его главную мысль.
«Описание событий в романах и других произведениях Бродского представляется мне ровной восходящей прямой.
Построив график, где по горизонтали отложатся годы, а по вертикали — глубина, тонкость,
С каждым годом Бродский — хоть часто казалось, что выше некуда, — брал нотой выше» .
В карточку включены стихотворения: «Стансы» , «Часть речи» , «Одиссей Телемаку» , «Бабочка» , «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» .
Вариант выполнения работы
Впечатления о стихах
«Стансы» Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман
«Часть речи» Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество, экстравагантность
«Одиссей Телемаку» Тоска по родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну
«Бабочка» Неуловимое, хрупкое, на грани материального и тонкого мира, взволнованное
«Я входил вместо дикого зверя в клетку…» Страдания, приводящие к просветлению; одиночество, богатый духовный опыт
— Какое стихотворение вам показалось самым близким, понятным и почему?
Вторая учебная ситуация
Учитель. Мы прикоснулись к стихотворениям И. Бродского, определили для себя то, что внутри нас нашло отзвук. Наша следующая задача — узнать, что за путь прошел поэт, как складывалась его судьба, его личность, что помогло ему достичь высот в мировой литературе.
Познакомимся с хронологией жизни поэта.
Карточка 2. Годы и факты.
— Какое событие из жизни поэта поразило больше всего? Какую закономерность в судьбе Бродского вы заметили?
Комментарий учителя. Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты.
Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
В 1949 году семья получила «полторы комнаты» в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».
В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, «свободный поступок» — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против «ада серости и убогого материализма». Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками.
С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.
Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.
Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.
В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.
29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за тунеядство.
На процессе поэт, по свидетельству очевидцев, держался с «замечательным достоинством и мужеством». Его ответ на вопрос судьи: «Кто причислил вас к поэтам?» — «Я полагаю, что это от Бога», — цитировался чаще, чем любая из его стихотворных строк.
В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на Западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобожден. Восемнадцать месяцев, проведенных поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность.
4 июня 1972 года самолет с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, проникнутое уверенностью в возвращении на родину. «Перемена Империи» стала для поэта трагедией: сначала невозможность увидеть мать и отца, а позже невозможность для сына лично похоронить своих родителей — за это поэт расплатился инфарктами, операциями на сердце.
С 1972 года Бродский двадцать четыре года преподавал в различных американских университетах: Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском.
В 1980 поэт становится гражданином США, а в 1981 году получает стипендию «гениев» фонда MacArthur. В 1987 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе.
Начиная с 1988 года стихи Бродского возвращаются на Родину.
В последние годы судьба была более милостива к поэту. 1 сентября 1990 года в Стокгольме состоялось его бракосочетание с Марией Содзани, а 9 июня 1993 года родилась их дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны Ахматовой и родителей — Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских.
Иосиф Бродский умер от сердечного приступа 28 января 1996 года.
Без труда можно заметить, что жизнь И. Бродского делится на две части: Россия и эмиграция, причем первая из них связана с мрачными, страшными, неприятными событиями, вторая же — с успехом, развитием творчества.
Важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.
Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда все истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полная трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.
Третья учебная ситуация
Учитель. Изучите карточку 3.
— О чем говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чем говорят названия циклов, книг, сборников?
Карточка 3
1961 — Поэма «Петербургский Роман», цикл «Июльское интермеццо», поэма-мистерия «Шествие».
1963 — Цикл «Песни счастливой зимы», «Большая элегия Джону Донну», поэма «Исаак и Авраам», поэма-эпопея «Столетняя война».
1966 — Роман в стихах «Горбунов и Горчаков».
1972 — «Бабочка», «Сретенье».
1973 — Первый английский сборник «Second Poems»
1975 — «Осенний крик ястреба».
1976 — Цикл «Часть речи».
1980 — Том переводов английской и американской поэзии.
1981 — «Римские элегии».
1983 — Книга любовной лирики «Новые стансы к Августе».
1986 Т — ом эссе «Меньше единицы».
1987 — Сборник «Урания».
1990 — Сборник «Назидание».
1992 — Двухтомное собрание сочинений «Форма времени»
1992/95 — Подготовленные Пушкинским фондом » Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах.
Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и о его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и легком внедрении в любую культурную среду.
Учитель. Характерно высказывание Владимира Уфлянда: «Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир.
Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский — далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли.
Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер. Как ястреб, с которым чувствовал родство душ.
Бродский создал почти всемогущую страну Бродского, Бродленд, Бродсковию, или страну БРОДячих русСКИХ, людей, бродячих в поисках смысла жизни по всему пространству Вселенной»