Альфьери В. биография

Витторио Альфьери, граф ди Кортемилья — величайший итальянский трагический писатель. Родился в городе Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал.

Писать начал с 1774 года. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было преодолеть колоссальные трудности для овладения языком, т. к. он не знал тосканской речи, говоря все время или по-французски, или на пьемонтском диалекте. Великую французскую революцию он вначале приветствовал, но скоро глубоко разочаровался, испуганный террором, возненавидел и Францию

и ее деятелей, против которых направлен сборник его эпиграмм «Ненавистник французов» . Свою жизнь Альфьери описал в мемуарах . В мировоззрении Альфьери наиболее важен его догматический рационализм; его идеал — свободная человеческая личность, управляемая прежде всего разумом, логикой и волей, руководимая чувством долга; с этими идеями тесно связаны политические взгляды Альфьери, лучшей иллюстрацией которых служат трагедии и предисловия к ним.

Он говорит о «свободе народа», на каждом шагу подчеркивает свою ненависть к тиранам, свой республиканизм, но это — республиканизм аристократа, резко разграничивающего

«изначально свободных» от «рожденных рабами» . Герой, наиболее близкий ему, — Брут младший, борец за право аристократической верхушки против «тирана», ставленника народа, Цезаря. «Свобода» Альфьери для тех избранных, что сумели воспитать себя свободными. Он приветствует американскую революцию 1776 года в трагедии «Брут I», посвященной Вашингтону, но в то же время посвящает трагедию «Агис» памяти казненного Карла I английского, павшего жертвой «несправедливого» парламента. К состоянию Италии XVIII века Альфьери относится всецело отрицательно, предпослав «Бруту II» ироническое и едкое посвящение «Будущему итальянскому народу». В его воззрениях ясно выражена психология представителя верхов дворянства, сохранявших еще перед завоеванием Италии французами политическую гегемонию во многих местах . Альфьери представлял наиболее здоровую часть своего класса, осознавшую, что спасение раздробленной Италии — в национальном объединении.

Те преобразования, которые принесли с собой французские завоеватели, представители ненавистной Альфьери буржуазии, — эти преобразования Альфьери не принял и не хотел принять. Впоследствии Альфьери изменил свое отношение к «третьему сословию». Все художественное наследие Альфьери теснейшим образом связано как с изложенными общественно-философскими воззрениями, так и с идеями его о значении литературы, которые чрезвычайно четко выражены в его трактате «Del principe e delle lettere» , основная мысль которого сводится к тому, что истинная литература может процветать только у истинно свободного народа. Она должна учить добродетели и проповедывать свободу . Но из всех видов литературы наилучшим образом достигает этой цели поэзия, потому что она наставляет путем наслаждения, научает человека познавать разумом свои права и способности, неосознание которых порождает рабство всякого народа.

В трагедиях Альфьери отражается его рационализм. Основной организующий принцип его драматургии — логическое построение пьес. Оно проявляется, с одной стороны, в композиционной стороне трагедий: все сосредоточено вокруг основного стержня действия, число персонажей весьма ограничено, причем центральные персонажи всегда оттесняют на задний план всех прочих. Трагедии Альфьери построены на резких контрастах, без полутеней; их логическая схема — противопоставление идеального человека, борющегося за свободу и отечество, отрицательному типу . Таковы: Дон-Карлос и Филипп , Брут и Цезарь ; даже там, где любовная интрига должна играть центральную роль , Альфьери сосредоточивает внимание всегда на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических конфликтов, — именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и разума. Слабые личности гибнут , сильные — побеждают, как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей, или Брут Младший, которого Альфьери нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь на легендарных словах умирающего Цезаря «И ты, дитя».

Действие трагедии начинается in medias res и стремительно идет к развязке; нет отвлекающих эпизодов. Язык Альфьери — прежде всего ораторский язык. Логические обоснования, апелляция к разуму встречаются даже в любовных излияниях, не говоря уже о политических монологах, где диалектическое искусство Альфьери развертывается в полной силе. Повторения, перекличка отрывочными, лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые оратором и вслед за ним народом, — таковы признаки ораторского стиля Альфьери.

Рядом с этим стих его изобилует ударениями, односложными словами, часто прерывается, вводятся намеренные уклонения от плавного, напевного ритма, которому, по мнению Альфьери, не место в трагедии, воспевающей человеческие страсти, служащей «школой нравственности, добродетели и великодушия». Трагедии Альфьери чрезвычайно сценичны; к этому стремился Альфьери в своем лаконизме и сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у Альфьери.

Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой трагедии . Особняком стоит его цикл из 4 комедий , где Альфьери проводит свою идею о несовершенстве монархии, демократии, олигархии как форм правления; идеальное государство, по Альфьери, может создаться лишь в результате соединения этих трех «ядов». Также особо стоит его «Abel», названный Альфьери «трамелогедией» , уже отражающий новые веяния в итальянской литературе , проявлявшиеся в творчестве Уго Фосколо и др. Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией, разнообразными ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы Альфьери. Лирические стихотворения Альфьери носят большей частью характер иронический и сатирический. Главные их темы — политические . Альфьери — один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его «Misogallo» встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения . Язык прозы Альфьери — язык политических трактатов-памфлетов.

В известной степени ученик классика Ш. Маффеи , Альфьери — один из виднейших представителей националистической тенденции в итальянской поэзии, которая, начиная с Филикайя в XVII веке, развилась в творчестве Парини, Пиндемонте и затем у В. Монти, С. Пеллико и Уго Фосколо. Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под влиянием Альфьери, но и на романтическую трагедию Альфьери оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе достойных продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в итальянской литературе, Альфьери уже стоит на грани романтизма. Сам Леопарди в своей политической лирике часто вдохновлялся Альфьери-поэтом.

Его общественное значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской революции, он ярко отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Альфьери В. биография