Варианты письменных работ при изучении повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Краткое изложение текста

Наталия ПЛАВИНСКАЯ

Изучение повести Карамзина в 9-м классе вызывает трудности, связанные с тем, что она создана более двухсот лет назад и потому, несмотря на прозрачную сюжетную линию, по языку кажется школьникам сложной. Вот почему первая задача учителя — вызвать интерес к повести у своих учеников и донести до них проблемы, в ней поднятые, неподвластные времени. Анализ повести может быть связан с выполнением ряда письменных работ.

Некоторые из них можно предлагать всем учащимся, какие-то — отдельным ученикам, одни работы следует

выполнять в классе, другие — лучше в виде домашней работы. Как правило, в процессе изучения повести «Бедной Лизы» я предлагаю своим ученикам две-три письменные работы.

Сочинение-стилизацию » Прогулка в парке» хорошо дать в качестве домашней работы после анализа экспозиции повести. На уроке мы уделяем большое внимание образу рассказчика — человеку образованному, эмоциональному, способному тонко чувствовать природу и сострадать окружающим; литератору, обладающему способностью пробуждать в читателе лучшие чувства. Обсуждая образ рассказчика, следует отметить, что, проявляя интерес к жизни обычных

людей, автор сострадает и Лизе, и Эрасту.

Внимание учащихся заостряется на субъективности повествования, что является важной особенностью сентиментализма.

Особенно пристально мы работаем над стилистическими особенностями прозы Карамзина: отмечаем конструкцию сложных распространенных предложений, инверсию, многочисленные восклицания. Обязательно обращаем внимание на лексику повести: употребление архаизмов, прилагательных в превосходной степени, необычных эпитетов.

Обсуждая экспозицию, обращаем внимание и на то, что в ней описываются различные состояния природы, соотносимые с духовной жизнью человека, рассказывается о картинах монастырской жизни, возникающих в воображении рассказчика. Авторские размышления о юном монахе позволяют вспомнить сюжет лермонтовского » Мцыри», и ученики делают маленькое «открытие»: а может, сюжет поэмы навеян повестью Карамзина? Заканчивается экспозиция суждениями об истории отечества, где встречается образ Москвы-вдовицы — и вновь радость ассоциации, на этот раз с пушкинскими строками из «Медного Всадника».

Эти подробности позволяют обсудить то впечатление, которое произвела повесть на читателей, влияние творчества Карамзина на последующее развитие литературы.

На композиционные особенности следует обратить внимание учеников и для того, чтобы они понимали, что их стилизация должна передать не только лингвистические особенности, но и сохранить интонацию и логику повествования.

На первом же уроке желателен разговор о прозаических жанрах, разрабатываемых писателями-сентименталистами: повесть, дневник, эпистолярный жанр.

Тогда в качестве варианта домашней работы можно предложить написать сочинение-стилизацию в жанре письма от имени человека XVIII века, который рекомендует прочитать повесть Карамзина своему другу и рассказывает, какое впечатление произвело это произведение в Москве. В этом случае важно напомнить о правилах оформления письма: в начале его должна быть проставлена дата; обращаться к адресату следует, соблюдая нормы того времени; письмо соответствующим образом подписывается и может иметь постскриптум.

Еще один вариант — это сочинение в жанре дневника. Оно сложнее по своему содержанию. Наряду с описанием прогулок можно предложить учащимся сделать несколько записей: человек узнает о том, что вышла новая книга, которую все расхваливают; он покупает ее или получает в подарок рукописный вариант; медленно и вдумчиво читает, записывая свои размышления о прочитанном. Ежедневные записи могут быть неравны по объему.

При оформлении дневника следует проставить даты. Предлагая это задание, напоминаю, что дневник — это личные записи.

В XVIII-XIX веках были распространены также альбомы, куда наряду с рисунками и стихами заносились и размышления о жизни и о прочитанном. Как еще один вариант стилизации можно предложить придумать запись в альбом, выполненную в стиле Карамзина, которая будет содержать размышления о жизни, навеянные повестью. В этом случае следует продумать обращение к владелице альбома, а в конце не забыть поставить подпись.

Повесть Карамзина предлагается для изучения в 9-м классе, заканчивая который учащиеся должны написать изложение с элементами Сочинения. В качестве подготовки на уроках по развитию речи иногда я даю изложение по экспозиции и предлагаю следующие вопросы.

— Каким видится вам рассказчик, от лица которого ведется повествование?

— Какие художественные приемы встречаются в предложенном отрывке и какова их роль?

Если экспозиция была подробно проанализирована, ученики с удовольствием пишут и изложение и творческую часть.

Практика работы в школе показывает, что обучение умению писать сочинение, создавать свой текст — дело длительное, кропотливое. И первые шаги — это умение составить и написать характеристику героя. Следующая по сложности работа — это сравнительная характеристика двух или нескольких персонажей.

Эти виды сочинения лучше проводить в классе.

Тема «Новизна образа героини повести «Бедная Лиза»» предполагает, что на уроке были обсуждены вопросы социального происхождения героини, отличительных черт ее характера, отношения с матерью, осложнившиеся после встречи с Эрастом, причем доверительность была нарушена самой Лизой. Как проявляется сложная внутренняя жизнь героини? В чем проявляется неоднозначность ее характера? Какие значения заложены в слове «бедная»?

Эти и другие вопросы также помогают ученикам в написании работы.

Тема «Неоднозначность образа Эраста в повести Карамзина», также, по сути, представляет собой развернутую характеристику героя. Важными представляются вопросы о том, искренно ли Эраст любит Лизу, что он увидел в этой простой «поселянке», как он ведет себя после разлуки, почему дает деньги, какие чувства испытывает он после гибели девушки, от кого узнает историю бедной Лизы рассказчик.

В ходе уроков учащиеся ведут записи в тетради по литературе, которые ложатся в основу их письменных работ. Важно, чтобы в тетрадях было записано как можно больше синонимичных слов и выражений. Примером таких записей могут быть материалы для сравнительной характеристики героев.

ЛизаЭрастСоциальное положениеПоселянка, крестьянка, простая девушкаДворянин, знатный господинОтношение к богатствуБедна, зарабатывает на жизнь, отказывается от предложенных денегДовольно богат, проматывает деньги, вступает в брак по расчету, покоряясь обстоятельствам и сообразно нравам того времениКачества характераЧиста душой, доверчива, открыта по отношению к миру и людям, наивна; нежная, заботливая, любящая, внимательная дочь, трудолюбива , некорыстна , глубоко, искренне, беззаветно любит, хранит верность своей любви, крах в любви стал крахом всей жизни«изрядный разум, доброе от природы сердце», но слабый, ветреный, легкомысленный человек, ведет рассеянную светскую жизнь, любовь становится воплощением его мечты об иной жизни, думает только о себе, совестлив

Общие черты героев. Оба искренно любят и глубоко страдают, что позволяет рассказчику выразить надежду на то, что «теперь, может быть, они уже примирились».

Общий вывод. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных, простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее развитие литературного процесса.

Иногда непосредственно на уроках сразу после обсуждения предлагаю темы для небольших по объему письменных ответов: «Смысл названия повести Карамзина», «Композиция повести «Бедная Лиза»», «Мотив денег в повести». Обычно на это отводится 10-15 минут в конце урока.

Отдельный вид письменных работ на уроках литературы — составление конспекта по лекции учителя. Этот вид работы представляется мне целесообразным в 9-11-х классах, он учит выявлять главное, устанавливать логику чужого устного повествования, готовит школьников к будущей студенческой жизни. В качестве начальных этапов этой работы можно предлагать ученикам составить простой или тезисный план лекции.

Содержанием лекции может стать обобщение материала по классицизму и сентиментализму, с привлечением фрагментов разных произведений.

В классах естественно-математического профиля я предпочитаю читать такую вводную лекцию. Какие общественные причины сделали актуальным то или иное литературное направление? Какие художественные задачи оно решало: что отвергалось, что было привнесено нового? Обязательно записываем в тетрадь разрабатываемые писателями жанры; имена и произведения классиков зарубежной литературы, имена и произведения русских авторов.

Каждая вводная лекция строится по одной логической схеме. Такая общая для всех направлений схема расположения материала позволяет ученикам запомнить их сущность и особенности, проводить сравнение.

В гуманитарных классах предпочтительно завершать изучение темы обобщающей лекцией. Сама лекция может быть гораздо более информативна и композиционно свободна. В конце урока я оставляю около десяти минут для вопросов и размышлений учеников.

Еще один из вариантов письменных заданий — конспектирование литературоведческих статей. Эту работу я предлагаю своим ученикам в качестве домашней. Можно сориентировать их на какой-нибудь один вопрос, если статья многоаспектна и велика по объему.

Интересный материал для конспектирования можно найти в книге А. Гениса и П. Вайля «Русская речь», в эссе, посвященном повести Карамзина.

Подобного типа записи помогают ученикам подготовиться к письменной работе.

Если класс слабый и у школьников нет стабильных навыков в написании сочинений, то подготовительной работе отвожу отдельный урок, на котором показываю, как составляется план сочинения. Его записываем на доске и в тетрадях. По мере составления плана учащиеся отвечают на все его пункты, за что им выставляются оценки.

Сочинение по созданному плану учащиеся пишут дома.

Сочинения, связанные с темой, проблемой, идеей, требуют особенного внимания со стороны учителя, так как учащиеся нередко плохо различают литературоведческие понятия, поэтому при изучении каждого произведения необходимо выяснять, какова его тема, проблема, основная идея. Каждый раз мы обращаемся к словарю литературоведческих терминов . Обсудив тематику повести, в качестве письменной работы можно предложить сочинение «Тема любви и ответственности за любимого человека «.

«Новизна идеи повести Карамзина», «Авторская позиция в повести «Бедная Лиза»», «Элементы психологизма в обрисовке характера героини» — эти темы предлагаю в качестве итоговой работы, которую учащиеся пишут по завершении изучения повести Карамзина. Конечно, все эти вопросы предварительно мы обсуждаем на уроках.

В сильном классе можно предложить ученикам темы сочинений-размышлений по повести Карамзина «Слог, фигура, метафора, образы, выражения — все сие трогает, когда одушевляется чувством» ; «Речевая характеристика героев повести». На уроках мы обсуждаем стиль Карамзина, поэтому всегда находятся два-три человека из класса, которые берутся за эту тему.

Сочинение-интервью в качестве самостоятельной творческой работы предлагаю иногда как итоговое отдельным учащимся. Они создают воображаемый диалог с современником и почитателем Карамзина. Какие вопросы, касающиеся повести, можно было бы задать человеку другой эпохи? Какие ответы мы могли бы получить?

Важно, чтобы эти ответы были стилистически соотнесены с эпохой. Это задание требует от ученика некоторого воображения и хороших филологических знаний, тогда получается по-настоящему интересное сочинение.

Письменные работы в жанрах газетной статьи или рефератов лучше предлагать тем, кто, углубленно занимаясь литературой, посещает факультатив. Интересным может получиться «Заочное путешествие в Москву XVIII века» . Это творческое задание предполагает интеграцию знаний по истории, литературе и искусству.

Поскольку внеурочные занятия предоставляют большую свободу в выборе материала, я иногда предлагаю прочитать повесть Карамзина «Наталья — боярская дочь». Обсудив ее, ученики создают рефераты на темы: «Своеобразие героев повестей Карамзина», «Стилистические особенности прозы Карамзина». Интересная работа может получиться на тему «Роль пейзажа в повести Карамзина».

Ученики могут ее написать с опорой на одно или несколько произведений по своему выбору.

Важным представляется презентация этих ученических работ. Их можно опубликовать в школьной газете или предложить в виде докладов на классной или школьной конференции, но они обязательно должны быть представлены публично.

На уроках литературы учащиеся готовятся к итоговому сочинению в 11-м классе. Но школьникам предъявляются также требования по умению создавать письменные работы других жанров , а значит, нельзя забывать и о рецензии, отзыве, аннотации.

Можно написать рецензию на спектакль, созданный на основе сюжета «Бедной Лизы», москвичи и жители Подмосковья могут его посмотреть в «Театре у Никитских ворот».

Предлагая эту форму письменной работы, следует напомнить, что наряду с объективным анализом рецензия допускает субъективный взгляд, личные пристрастия рецензента, важно только, чтобы они были обоснованны и доказательны.

Иногда я предлагаю учащимся дома прочитать любую другую повесть Карамзина и на уроке написать на нее рецензию. Эта работа проводится уже после изучения повести «Бедная Лиза», и ученики могут пользоваться всеми материалами тетради по литературе.

Любопытные рецензии могут получиться на сочинение по повести «Бедная Лиза», распечатанное учителем из Интернета или взятое из «золотых» сборников. В начале этой работы нужно еще раз сказать о критериях, которые следует учитывать при рецензировании: соответствие теме, полнота ответа, его логика и другие. Эта работа помогает учащимся видеть чужие ошибки, значительно повышает культуру их письменной речи.

Особый вид работы — составление аннотации, которая адресована потенциальным покупателям и читателям книги и потому должна быть написана кратко, но емко и вызывать интерес и желание подробнее познакомиться с произведением. Я предлагаю ее на занятиях факультатива, предварительно прочитав и обсудив аннотации к различным книгам.

Еще раз хотелось бы оговорить, что во время изучения повести Карамзина я даю отнюдь не все перечисленные работы, а, как правило, две-три, выбирая тот вид, который, как мне кажется, заинтересует учеников и будет им по силам.

Нельзя научиться писать, не создавая самостоятельные письменные работы. Ни одно пособие, ни один даже самый подробный рассказ о том, как надо писать, не помогут, если у школьника нет умений и навыков по созданию собственного текста.

Практика, практика и практика. Если хотим, чтобы наши ученики свободно писали, мы должны предлагать им как можно больше разнообразных письменных работ.

‹ Николай Михайлович Карамзин Вверх Изучение повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе ›

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Варианты письменных работ при изучении повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Краткое изложение текста