Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, полностью посвятивший свое творчество теме народа. В своих произведениях он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных. Самыми известными его произведениями являются «Железная дорога», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская». В классику русской литературы вошли поэмы Некрасова о крестьянской жизни: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».
В своих произведениях Некрасов показывал не только тяжелую долю крепостных
Оно было написано в 1858 году, накануне отмены крепостного права. Начинается стихотворение со вступления, в котором описывается парадный подъезд. Вероятно, здесь живет какое-то значительное лицо, которое может повлиять на судьбы многих людей. Недаром к нему и в будни, и в праздничные
В торжественные же дни к подъезду съезжаются знатные гости, «одержимые холопским недугом». Ясно одно: парадный подъезд является в стихотворении символом всесильной власти, способной и карать, и миловать, и осчастливить, и уничтожить. Первая часть стихотворения представляет собой описание необычных просителей: крестьянских мужиков, пришедших с просьбой из далекой губернии.
Автор скупыми, но выразительными средствами рисует коллективный портрет крестьян, «некрасивых на взгляд»: Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых… Эти «деревенские русские люди» пришли с какой-то очень важной для них просьбой. Помолившись в церкви и надеясь на поддержку Бога, мужики смиренно пришли просить помощи к парадному подъезду: Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Но просителей даже не пустили на порог.
Не помогла и «скудная лепта», которую мужики пытались дать швейцару. Ни с чем они уходят обратно: И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «суди его Бог!», Разводя безнадежно руками. Вторая, главная часть стихотворения представляет собой размышление лирического героя. Сначала он размышляет о жизни «владельца роскошных палат», который не захотел увидеть «оборванной черни».
В изображении жизни вельможи Некрасов также скуп. Он описывает упоение лестью, волокитство, обжорство: Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая, Жизнь очнуться тебе не дает.
Гораздо больше места занимает описание смерти вельможи: И сойдешь ты в могилу… герой, Втихомолку проклятый отчизной, Возвеличенный громкой хвалой!.. Затем лирический герой переходит к размышлениям о стонущей мужицкой России. Автор предсказывает, что просители пропьют все деньги «и пойдут, побираясь дорогой, и застонут». Лирический герой горестно вопрошает, «где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал?». Автор описывает бескрайние страдания русского народа.
По всей Руси раздается стон крестьянства. Помимо непосильной работы, мужик страдает от несправедливости «у подъездов судов и палат», а также «по тюрьмам, по острогам, в рудниках на железной цепи». Даже песни русского народа представляют собой один большой стон: «этот стон у нас песней зовется». Лирический герой делает вывод: … великою скорбью народной Переполнилась наша земля, — Где народ, там и стон…
Стихотворение заканчивается надеждой автора на то, что народ очнется от сна и будет бороться за свои права. Об этом мы догадываемся из его риторического вопроса: Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. Это стихотворение Н. А. Некрасова сходно со стихотворением А. С. Пушкина «Деревня», которое заканчивается риторическим восклицанием: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный и рабство падшее по манию царя?» Н. А. Некрасов не надеется на царя: освобождение народа он считает делом рук самих крестьян.