Проблемы теории жанра в литературоведении

Понятие литературного процесса в современном литературоведении включает в себя постоянное взаимодействие двух тенденций: «Преемственное развитие есть диалектическое единство сохранения и отрицания, рост нового на основе старого, с принятием его или в борьбе с ним. Без сохранения нет обогащения, накопления; без отрицания нет развития, обновления.» . Сложный процесс литературного развития может быть отражен только в разветвленной системе разных по своей функции литературоведческих понятий: ведь необходимо фиксировать как наиболее

изменчивое, так и относительно устойчивое в творчестве. К числу категорий, указывающих на огромную роль традиции, элементов повторяемости в литературе, и относится жанр.

По мнению исследователей, изучение жанровой специфики — это новый подход к изучению жанров, который позволяет не только объяснить сами жанры и их эволюцию, но и ту целостность, которая возникает в процессе взаимодействия жанров, будь то относительно самостоятельный период развития литературы или литературные направления нового времени. Наибольшей степенью этой целостности обладает творчество писателя, которое, по мнению М. Б. Храпченко, «представляет

собой системное единство». В нашей работе мы обратимся не к исследованию жанрового своеобразия всего творчества И. С. Тургенева, а лишь к его наследию определенного периода , которое наименее всего исследовано с точки зрения жанра. В настоящей работе предпринята попытка обращения к творческим и философским предпосылкам появления таких произведений писателя, как «Призраки», «Довольно», «Странная история», «Степной король Лир», что позволит, в свою очередь, приступить к осуществлению анализа основных жанровых форм указанных произведений. Совокупностью указанных выше обстоятельств продиктована актуальность представленной работы, основными целями которой становятся: Знакомство читателя с творчеством И. С. Тургенева в самый «таинственный» период его жизни — 60-70-е годы XIX века; Исследование художественного мира писателя как целостной системы; Выявление жанрового своеобразия его отдельных произведений.

Исходя из вышеперечисленных целей, установлены конкретные задачи работы: Выявить и проанализировать мировоззренческие и эстетические принципы писателя; Уточнить специфику жанровой поэтики Тургенева в указанный период творчества. Во время работы использовалась литература, касающаяся проблемы литературных жанров, биографические сведения и материалы о творческом пути И. С. Тургенева. Наиболее полной и точной монографией, посвященной литературным жанрам, является работа Л. В. Чернец «Литературные жанры «, где исследовательница рассматривает следующий круг вопросов: роль жанровых категорий в процессе творчества и восприятия произведений, историческое изменение жанровых норм, жанровые группы , выделяемые в динамике литературного процесса, поэтика нравоописательных произведений и т. д. Среди других литературоведческих работ мы выделили для своего исследования труды М. М. Бахтина, Г. Н. Поспелова, В. Кожинова, идеи которых изложены наиболее полно. Нас привлекла и работа В. М. Головко «Поэтика русской повести», где автор представляет свою концепцию жанра.

Он считает, что изучение жанра предполагает раскрытие художественно-гносеологической природы литературного творчества. Авторское видение жизни «глазами» разных жанров — различно и по содержанию, и по форме. Каждое подлинно художественное произведение, будучи индивидуальным, сохраняет определенные жанровые черты. «Жанр, — писал М. Бахтин, — представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр способен обеспечить единство и непрерывность этого развития». В. Головко считает, что методологически плодотворным является изучение поэтики жанра с позиций конкретного историзма. «Вечное» в любом жанре неотрывно от нового, традиционное — от изменчивого.

Обычно жанр рассматривается как содержательно-формальная категория. Считается, что это исторически сложившийся тип художественной конструкции, опредмечивающий определенное содержание. Структура произведения представляет собой идейно-эстетическую целостность. «В том случае, когда рассматривается способ формирования, организация произведения как эстетического целого, характеризуется его жанр», — писал М. Б. Храпченко.

Но способ формирования обусловлен жанровым содержанием. Поэтому важно подчеркнуть, что каждый жанр имеет свою проблематику, воплощающуюся в соответствующей форме. Исследуя жанровую структуру, можно понять, в каких формах отражается и познается действительность тем или иным писателем. В. Стенник думает, что «жанр — это отражение известной законченности этапа познания, формула добытой эстетической истины». Вряд ли целесообразно рассматривать жанр лишь как категорию художественного содержания, или формы литературного произведения.

Жанр выражает ту или иную эстетическую концепцию действительности, которая раскрывает свое содержание во всей идейно-художественной целостности произведения. Из литературы биографического характера, посвященной описанию жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, мы использовали следующую: Шаталов С. Е. «Проблемы поэтики И. С. Тургенева»; Батюто А. И. «Тургенев — романист»; Петров С. М. «И. С. Тургенев. Творческий путь»; монографии А. Б. Муратова, П. Г. Пустовойт, Г. Б. Курляндской и др., важную с точки зрения определения мировоззренческих и эстетических взглядов писателя, значения его литературного творчества рассматриваемого периода. Исходя из вышеперечисленных задач и целей исследования, целесообразно употребление следующего терминологического аппарата: Род литературный — одна из трех групп литературных произведений — эпос, лирика, драма, — вычленяемых по ряду признаков в их единстве . Жанр литературный — исторически складывающийся тип литературного произведения ; в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации и мировой литературы вообще.

Содержание понятия непрерывно изменяется и усложняется; с этим отчасти связана недостаточная разработанность теории жанра. Повесть — эпический прозаический жанр; тяготеет к эпичности, к хроникальному сюжету и композиции. Средняя форма эпической прозы.

При этом имеется в виду объем, охват событий, временные рамки, особенности строения . Новелла — литературный жанр, сопоставимый с рассказом по объему, а по структуре противопоставляемый ему. Небольшое, очень насыщенное событиями, экономно о них рассказывающее повествование с четкой фабулой; ей чужда интенсивность в изображении действительности и описательность; она скупо изображает душу героя. В новелле должен быть неожиданный поворот, от которого действие сразу приходит к развязке. Рассказ — малая эпическая форма художественной литературы — небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текст, прозаическое произведение.

Рассказ создается на основе творческого воображения; сюжет основан на конфликте. Очерк — разновидность малой формы эпической литературы, отличается от других ее форм, рассказа и новеллы, отсутствием единого, быстро разрешающего конфликта и большей развитостью описательного изображения, обладает большим познавательным разнообразием. Автобиография — описание своей жизни, литературный жанр.

Основа автобиографии — работа памяти. Жанр автобиографии близок мемуарам; сосредоточена на психологических переживаниях, мыслях и чувствах автора. Автобиография пишется обычно от первого лица. Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание путешественником достоверных сведений о каких-либо странах, народах в форме заметок, дневников, очерков, мемуаров.

Предание — в народнопоэтическом творчестве устное повествование, содержащее сведения о реальных лицах и достоверных событиях. Сказка — литературный жанр, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблемы теории жанра в литературоведении