Урок изобразительного искусства в 7 классе по теме «Мир Леонардо да Винчи»
Урок изобразительного искусства в 7 классе по теме
«Мир Леонардо да Винчи «
Цель урока:
I. Обучающая
Изучение сведений о вершинах художественного творчества эпохи Возрождения.
Ознакомление учащихся с личностью великого гения эпохи Возрождения
II. Воспитывающая
Воспитание усидчивости и способности длительно концентрировать и распределять внимание.
Воспитание художественно — эстетического вкуса и любви к произведениям искусства.
Воспитание желания самостоятельного дальнейшего изучения темы.
III.
1. Развивать информационные, коммуникативные компетенции учащихся.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Развивать чувства, эмоции, образно — ассоциативное мышление.
Оборудование:
1. Компьютер, диск с записью урока.
2. Репродукции картин Леонардо да Винчи.
3. Выставка книг и список рекомендуемой литературы о Леонардо да Винчи.
4. Словарь — перечень новых терминов.
5. Хронологическая таблица главных дат жизни Леонардо да Винчи.
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение темы урока.
Введение в тему.
Учитель. Сегодняшний наш урок относится
Монография — это научное исследование, посвященное одному вопросу. Одной теме. Наше занятие посвящено изучению творчества гениального человека — Леонардо да Винчи, поэтому и урок называется монографическим.
Наследие гения так велико и разносторонне, что мы сможем познакомиться лишь с очень небольшой его частью.
Презентация темы «Мир Леонардо да Винчи». Рассказ учителя о жизни и творчестве Леонардо да Винчи с помощью компьютерной презентации.
15 апреля 2007 года исполнилось 555 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. Большинство людей думает, что это выдающийся Художник эпохи Возрождения, но на самом деле это — бездна талантов.
«Этот гениальный человек является гармоничным сочетанием всех областей : как солнечный свет, в котором сливается воедино все богатство оттенков спектра».
Русский художник В. Н. Яковлев
Основная часть урока:
Ученик: Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Ты, в своих путях всегда уверенный,
Свет, узревший в темноте.
И тебе, печально-благодарная
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало Утро льдом.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
Ученик: Эти строки были написаны в мае 1912 года во Флоренции.
И в этом же году другой человек увидел этот город совсем другими
Глазами.
Весна, ярко блестит солнце, люди веселы…по улицам маленького
Городка пестрым потоком льется толпа — все возбуждены весенним
Хмелем, много смеются, поют, и все — как одно здоровое тело —
Насыщены радостно жить.
Интересно, а каким увидел этот город северной Италии 16 — летний
Юноша, приехавший сюда, более 500 лет назад, чтобы изучать
Искусство в мастерской великого Верроккьо.
Ученик:
В конце ХУ — начале ХУ1 в. в., в сложной обстановке резкого политического и экономического ослабления итальянских государств, происходил высочайший подъем культуры.
Вторжение французов, разгром Рима ослабили Италию. Общественный подъем послужил основой расцвета искусства Высокого Возрождения. Художники, освободившиеся от рамок ремесленных цеховых устоев, — люди высокой культуры, творческие личности заставили считаться со своими замыслами великих мира сего.
Учитель:
Уникальность и неподражаемость Леонардо да Винчи — основателя Высокого Возрождения — человека, опередившего на много веков свое время, занимавшегося всеми областями человеческого знания, заключалось прежде всего в том, что всю жизнь, с первых проявлений гениальной созидательной деятельности и до самой смерти, он прославлял живопись как ремесло и как форму творческого познания.
Но была еще и драма Великого Леонардо: это постоянная неудовлетворенность, непрекращающееся стремление к совершенству, как страсть, доходящая до болезненности.
Учитель:
Впервые, работая над картиной «Крещение Христа» Леонардо сделал первую попытку ввести в изобразительное повествование фактор времени, который можно выразить, лишь показав форму в динамике :складки одежды, поворот лица, волосы). И еще происходит соотнесенность человеческой фигуры к деталям пейзажа, который имеет особый, леонардовский дух. Леонардо сознательно трактует жизненную энергию природы, соотнося ее с жизненной энергией человеческого тела.
Художник помещает пейзаж на заднем плане, вплоть до последних своих работ.
Скорее всего это воспоминания о пережитом в 1456 г. урагане, которое запечатлелось у него в памяти на всю жизнь.
Не была и исключением его картина «Мадонна с гвоздикой», написанная в 1478 — 1480 г. г. По всей вероятности, это «Мадонна с графином, упомянутая Вазари среди работ в коллекции папы Клемента vii.
Манера написания одежд подсказывает нам, что Леонардо использовал опыт многочисленных подготовительных рисунков.
Сразу же хочется вспомнить о веселых и слегка ироничных эскизах, составляющих серию чрезвычайно живых штудий — подготовительных рисунков на бумаге. В них Леонардо проводит новую идею размещения фигуры в пространстве, решая ее как игру жестов и поз. И мы видим, что здесь важнейшая точка композиции и повествования смещается от лица к рукам, в которых мог быть цветок, а могла быть и кошка, либо горностай, либо листок с нотами.
И, конечно, пейзаж, который предстает перед нами сквозь два разделенных колоннами окна. Пейзаж, уже во многом предвосхищающий поздние произведения Леонардо.
Хранится «Мадонна с гвоздикой» в Мюнхене, в Старой пинакотеке, иначе хранилище произведений живописи.
Ее размеры 62х47.
Первое произведение, полностью написанное Леонардо, — это «Благовещение», которое датируется приблизительно 1472 годом.
Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо из — за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины, однако следовало бы говорить о чуде. Если ли бы художник двадцати лет от роду создал шедевр с первой попытки. Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены, — однако некоторые ее элементы несомненно свидетельствуют о произведении Леонардо.
Например, драпировка фигур.
Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для «Благовещения». Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Они создают впечатление совершающегося таинства. Как писал сэр Кеннет Кларк, «силуэты черных деревьев на фоне бледного вечернего неба создают эффект, который в детстве заставлял нас чувствовать одновременно поэтичность и близость природы». На переднем плане цветы нарисованы не для того, чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство; они даны как живая, полная энергии масса, как часть общемировой жизни.
Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Это полотно нельзя считать великим произведением искусства, но тем не мение в картине явственно выявились главные пристрастия Леонардо: остановленный момент непременного человеческого общения; множество предметов обстановки, переданных не как образцы или символы, но как существенная жизненная энергетическая масса; пространство — чистое и романтическое, хотя и несколько удивляющее.
Картина, которая до наших дней дожила в нетронутом виде, — это «Мадонна в скалах», хранящаяся в Лувре. Именно в ней Леонардо достиг гармонии в примирении мира воображения и научного подхода к натуре. Это полотно — своего рода мистическое откровение. Окружающая Мадонну обстановка вовсе неземного происхождения, а плод воображения — вода, открытая небу пещера, дающая кров Мадонне, ангелу и младенцам Христу и Иоанну.
Все фигуры в высшей степени грациозны, жесты не принужденны, детали пейзажа правдивы настолько, как если бы их изобразил самый искусный в живописи геолог и ботаник.
«Мадонну в скалах», полную намеков и символов, лежащих за пределами человеческого разумения, являет нам Леонардо с самой загадочной стороны. Каково значение выразительного жеста ангела, указывающего не на Христа, а на Иоанна? В самом ли деле эта маленькая фигурка, которую Мадонна как бы защищает, прикрыв рукой и полой одежды, Иоанн, или же она олицетворяет собою все человечество, нуждающееся в божественной защите?
Преднамеренно ли пещера нарисована в виде подобного утробе закрытого пространства, символизирующего начало жизни? И возможно ли, что Леонардо, изучавший геологию и биологию, все же с помощью какой — то сверхъестественной, превосходящей воображение интуиции изобразил на своей картине изначальные природные элементы — воду, камни, солнце? Ученые гадают над ответами на эти вопросы.
Сам же Леонардо, как и большинство великих художников, не предпринимал ни малейшего усилия, чтобы что — либо объяснить в этой или какой — нибудь другой своей работе, убежденный, что люди не хуже, чем он сам, смогут понять то, что лежит за пределами слов.
В центре изображенной сцены происходит, возможно, самая удивительная игра рук, которую только знало искусство: защита. Благословление, указание. Когда взгляд отрывается наконец от этой игры и охватывает все остальное пространство картины, то зрителю становится ясно, что Леонардо постарался как бы суммировать здесь все, что знал.
Воздушная перспектива особенно ощущается в пейзаже, который виден сквозь проемы в скалах. Композиция представляет собой знакомую нам пирамиду, в вершине которой снова голова Мадонны. Взгляд ангела, в котором узнается уже определившийся идеал красоты Леонардо, не открыт, а обращен внутрь. Пещера слабо освещена, во влажном воздухе стоит легкая дымка сфумато.
Моделирование фигур приемом кьяроскуро столь замечательно, что кажется, будто здесь нет определенных контуров; лица и тела мягко проступают из тени. Освещаемые светом, а тени в глубине пещеры столь густы, что кажется. Их можно осязать.
Но картина вовсе не темна; несмотря на то что поверхностный слой лака приглушал ее тона, краски все еще ярки.
— А о каком известном произведении Леонардо да Винчи мы еще не вспомнили?
Да, это портрет Моны Лизы, или Джаконды. Почему этот портрет до сих пор поражает?
Разобраться а этом нам поможет подготовленная презентация Ахметовой Эльмиры «Загадка по имени Мона Лиза».
Все известные нам картины Леонардо были написаны на дереве. Тем не менее, Леонардо рассматривал «способ накладывать краски на полотно». О чем писал в «Трактате о живописи», в котором он собирал материал о различных видах живописной техники.
Но, по — настоящему, пользоваться советами Великого Леонардо начинают спустя почти столетие после его смерти.
И действительно в «Трактате» можно найти отражение того, что было методом Леонардо как учителя, тем методом, который прокладывает путь академизму следующих поколений, методом, который высочайше возвеличил живопись, с гениальной проницательностью раскрывая ее секреты.
О, Винчи, ты во всем — единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, —
И не безгрешна их печаль.
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
Закрепление материала. Викторина по краткой хронологии биографии Леонардо да Винчи.
1452г. — рождение.
1470г. — начало обучения в мастерской Верроккьо.
1478г. — «Поклонение волхвов» для церкви Сан Донато .
1483 — 1489гг. — проект конной статуи Франческо Сфорца. Инженерные работы.
1494г. — «Мадонна в скалах».
1496г. — «Тайная вечеря».
1500 — 1501гг. — «Джоконда».
3 мая 1519г. — кончина Леонардо да Винчи.
Творческая работа.
Задание: в письменной форме выразить свое отношение к творчеству художника Леонардо да Винчи.
Рефлексия.
Ученикам предложено ответить на 2 вопроса:
1. Чем Вас удивил этот человек?
2. В чем его гениальность?
Итог урока.
Заслушивание мини сочинений об отношении к творчеству Леонардо да Винчи.
Заключительное слово учителя.
Термин «человек Возрождения» вызывает в памяти прежде всего имя Леонардо да Винчи: никто из его современников, даже самых блистательных и многосторонне одаренных, не мог с ним сравниться. Его «Трактат о живописи» имеет до сих пор огромное влияние на художественный мир. Но вклад Леонардо в искусство имеет более широкое основание. И дело тут не только в вопросах композиции.
Просто его персонажи принадлежат к новой породе, или даже расе, которая крупнее и грандиознее, чем старая. Они массивнее, весомее, мощнее, чем у художников Раннего Возрождения. Новая концепция величия бесповоротно изменила западное искусство.
С нее началось Высокое возрождение, и каждый художник, который следовал времени, становился должником Леонардо.
Домашнее задание.
Краткое сочинение — эссе на тему: «Что подарил человечеству Леонардо да Винчи?».