Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу «Гроза», в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым «темным царством». Название — ключ к пониманию произведения.
Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной
Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме.
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон
Какой же порядок в доме будет-то?» Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи , Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех.
Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности «темного царства». Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психологических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга.
Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь. Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом . Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи. Тихон — загубленная личность.
Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам «темного царства».
Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет.
Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: «…красота… в омут ведет…» и «…все в аду гореть будем…» В результате на вопрос «куда теперь?» Катерине видится только один ответ: «В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо…
Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!» Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало.
Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: «…я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!» Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: «Вы ее погубили!» Так как пьеса «Гроза» произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами.
Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.