Мир природы в лирике С. А. Есенина
Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа — не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она — душа его стихов. Это — источник, питающий лирические чувства поэта. «Какая радость пришла в русскую поэзию!»- так писал С. Городецкий, прочтя первые юношеские пейзажные стихи Есенина. И он был прав.
Природа в ранних стихах звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами, ослепляет радужным многоцветьем. Лирика наполнена
Почти во всех первых стихотворениях присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы, мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях — крылья херувима», «под венком, в кольце иголок // Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы — кроткие монашки», «под соломой — ризою выструги стропил».
Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны: «понятен мне земли глагол, // Но не стряхну я муку эту». Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, // Мою грусть в небеса ведром». Гамма его настроений широка и пестра, ведь так пестра и противоречива русская жизнь. Есенинская природа — единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом.
Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». Все дышит, живее действует! Природный мир включает небо с солнцем, луной, звездами, закаты и рассветы, вьюги и бураны, косогоры и перелески. «Рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» — это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», » протяжен и глух», «овсяный» — это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу». Земные пейзажи Есенина — это, в основном, среднерусская природа с ее скромностью и приглушенностью: «Вижу лес и вечернее полымя // И обвитый крапивой плетень», «Приютились к вербам сиротливо // Избы деревень», «Буераки…пеньки… косогоры обпечалили русскую ширь», «топи да болота», «резеда и риза кашки», «неприглядная дорога», «чахленькая местность»…Но эта бесприютность и серость дороже и ближе сердцу, чем яркая, экзотическая природа, описанная в «Персидских мотивах» и кавказских стихах.
Хоть и красив восточный пейзаж, «он не лучше рязанских раздолий», поэтому-то лирическому герою и пора «обратно ехать в Русь». Природа наполнена звуками: «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», звенит не только сосняк, звенит и рожь, в звуковых образах всплывают и цветовые: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Основные цвета есенинских пейзажей — синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле // И синь, упавшая в реку», «Золотою лягушкой луна…», «Синий подкосил цветок // Золотой примял цветок». Есенин всегда был «поэтом золотой бревенчатой избы», видимо, поэтому вся его природа — некая космическая деревня, огромное крестьянское хозяйство. «Под плугом бури ревет земля», «отелившееся небо лижет красного телка» — так мог воспринимать мир лишь крестьянский сын.
Но и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Наступление «железного гостя» — города — на деревню воспринималось как опасность природному миру. В «Сорокоусте» борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу. Есенинская природа населена зверями, добрыми и злыми, веселыми и безнадежно печальными.
Новаторство С. Есенина в изображении животных в том, что, упоминая их в бытовом пространстве , он не ставит цель просто изобразить то или иное животное. Они, являясь частью окружения, превращаются в средство философского осмысления мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека. Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Ее образ занял в творчестве поэта большое место.
В стихотворении «я обманывать себя не стану» поэт пишет :»В переулках каждая собака // Знает мою легкую походку», Средь людей я дружбы не имею, // Я иному покорился царству. // Каждому здесь кобелю на шею // Я готов отдать мой лучший галстук…». В этих строках выражена мысль автора о том, что животные чаще лучше людей, добрее, понятливей. А. М. Горький писал, что Есенин — это «…орган, созданный….для выражения любви ко всему живому в мире».
Это действительно так. Творчество Есенина — гимн природному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества, ведь мы живем по законам природы… Хорошо, что есть поэзия Есенина, она помогает не уходить далеко от истоков.