УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ — урок обществознания в 10 классе
УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ
Цель: Учить умению разрешать конфликт и делать правильный выбор, вести диалог.
После изучения темы учащиеся должны: знать о возникающей у людей необходимости договариваться между собой, осознавать последствия нарушения социальных норм; научиться моделировать ситуации, участвовать и принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор и конкретной ситуации, участвовать в дискуссии; приобрести практические умения для плавной интеграции в реально существующее общество.
Тип урока: Урок-практикум.
Эпиграф:
Пословица.
Ход урока
I. Постановка проблемы.
Чтение стихотворения.
МОЦАРТ И САЛЬЕРИ
В руке у Моцарта сужается бокал,
Как узкое лицо Сальери,
Вино отравлено. Об этом Моцарт знал,
Но думал об иной потере.
Вино отравлено. Чего же Моцарт ждал,
На узкое лицо не глядя?
В слезах раскаянья и вдребезги бокал,
Сальери бросится в объятья?
Вино отравлено. Печаль — и ничего,
Распахнутые в звезды двери.
Взгляд не Сальери прячет от него,
Но Моцарт прячет от Сальери.
Вино отравлено. А Моцарт медлил, ждал,
Но не пронзила горькая
Раскаянья рыдающий хорал,
Тогда тем более выпить надо.
Все кончено! Неотвратим финал!
Теперь спешил он скорбный час приблизить.
Чуть запрокинувшись, он осушил бокал.
Чтобы собрата взглядом не унизить.
Фазиль Искандер
Постановка проблемной ситуации.
Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации?
Докажите свою позицию.
II. Практическая работа.
Работа в группах.
1-я группа.
Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:
«В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отно-
Шении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым».
Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот предо мной конфликт».
Подумайте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта.
2-я группа.
Составьте памятку: «Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, друзьями».
3-я группа.
Вот уже несколько дней вы в ссоре со своим лучшим другом. Вам одиноко, грустно. Вы хотите помириться с ним, но не знаете, как это сделать. Ваш одноклассник посоветовал написать другу письмо.
С какими словами вы обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помириться?
4-я группа.
У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью. Вам хочется помочь ему.
Какими будут ваши действия?
5-я группа.
В приведенной ниже таблице вам необходимо привести в соответствие правый и левый столбцы.
Открытый пассивный протест | Митинги, демонстрации, забастовки, стачки |
Скрытый пассивный протест | Террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота |
Открытый активный протест | Невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу |
Скрытый активный протест | Подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей |
6-я группа.
Составьте правила поведения в гостях, в театре и спортивном зале. Сопоставьте их. Определите, что в них общего и каковы различия.
Чем )то обусловлено?
Правила поведения в гостях
Правила поведения в театре
Правила поведения в спортивном зале
Дополнительное задание 5-й группе.
Решите проблему:
От римского историка Т. Ливия до нас дошел рассказ о том, что в городе Капуе однажды начался бунт. Народ был недоволен городским советом, который представлял аристократию. Только один аристократ Маго добровольно вступил в переговоры с простым народом . Он целиком согласился с тем, что городской совет — сборище преступников, которых справедливо было бы казнить публично. «Только, — сказал Маго, — мы не должны приступать к казни, пока не выберем новый городской совет». Старый совет был заперт в ратуше, а на площади народное собрание принялось выбирать новых членов совета.
Стали поступать предложения. Но при первом имени закричали, что он подлый обманщик; при втором появилось утверждение о том, что он морально развращенная личность. Не намного лучше было с третьим и следующими.
Через какое-то время Маго взял слово на этом выборном собрании и предложил: раз оказалось невозможным найти новых и лучших членов в совет, надо пойти и выпустить старых и позволить им возобновить работу. Это предложение было принято подавляющим большинством.
Вопрос: Какой тип конфликта представлен в данном сюжете? Определите роль и позицию в этой ситуации аристократа Маго.
III. Контрольный тест .
Выберите правильные, на ваш взгляд, ответы.
1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?
А) Да, являются;
Б) нет, не являются;
В) все зависит от культуры человека, страны, где он живет и законодательства.
2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А) во всех сферах жизни и деятельности;
Б) только в среде своих друзей;
В) только в семье.
3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?
А) Потому что так принято в обществе;
Б) потому что это совпадает с его желаниями;
В) потому что так получается.
4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А) ссорятся;
Б) отстаивают свои позиции;
В) вырабатывают правила.
5. Почему человек не соблюдает правил?
А) Жить по правилам не интересно;
Б) он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
В) считает, что соблюдение правил — это проявление слабости.
6. Каковы причины конфликтов?
А) Грубость;
Б) слабохарактерность;
В) эгоизм;
Г) доброта;
Д) ответственность;
Е) различие взглядов.
7. Может ли быть конфликт без насилия?
А) Да;
Б) нет;
В) всегда.
8. К какому понятию относится определение «состояние взаимной вражды, серьезная размолвка»?
А) Конфликт;
Б) ссора;
В) противоречие.
Ключ к тесту: 16, 2а, За, 4в, 5в, 6а, в, е, 76, 86. Соотнесите правильно понятия и их толкования.
Их толкование | |
1. Правило | А) взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон |
2. Ответственность | Б) применение физической силы для принуждения человека к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие |
3. Конфликт | В) необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках |
4. Насилие | Г) столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой |
5. Соглашение | Д) это положение, отражающее закономерность и устанавливающее что-либо, норма поведения |
Ответ : 1д, 2в, 3г, 4б, 5а.
IV. Итог урока.
«Худой мир лучше доброй ссоры» — гласит народная мудрость. Объясните свое отношение к данной мысли.
Домашнее задание: По желанию — напишите сочинение-рассуждение, выразив свое отношение к одному из предложенных суждений:
1. «Не иметь врага не в нашей власти, но не ненавидеть его мы властны».
2. «Уступает тот, кто умнее».
3. «Для каждого вредны две вещи: молчать, когда время говорить, и говорить, когда время молчать» .