Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…»

Тема поэта и поэзии — одна из основных в творчестве Анны Ахматовой. В полной мере она проявилась в зрелом творчестве поэта. С возрастом Ахматова все больше и больше задумывалась над вопросами своего предназначения, природы поэтического таланта, своей судьбой. Но проблема поэта и поэзии всегда волновала Ахматову. На мой взгляд, она, как никто другой, раскрыла этот вопрос очень многостороннее.

Ахматова затронула такие аспекты, которые до нее никто с такой определенностью не раскрывал. Это особенно отчетливо проявляется в стихотворении

1915 года «Нам свежесть слов и чувства простоту…», которое поэтесса написала в двадцатишестилетнем возрасте. Лирическая героиня произведения чувствует себя членом единства, братства под названием «поэты». Стихотворение начинается с местоимения «нам», которое выражает эту общность, делает ее главным в жизни лирической героини.

Она — поэт и этим призванием определяется вся ее судьба. Первая строфа стихотворения представляет собой риторический вопрос героини: Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу — зренье Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной —

красоту? В нем — множество эмоций и чувств, главное из которых — боязнь потерять свой талант, свой дар.

Здесь же лирическая героиня дает определение, называет формулу поэтического таланта. Она укладывается в две метафоры: «свежесть слов и чувства простота». Что это значит?

Мне кажется, суметь выразить самые естественные и присущие всем людям чувства не банальными, а яркими, но понятными всем словами. Утратить свой талант для поэта — то же, что живописцу потерять зрение, актеру лишиться голоса, а красивой женщине потерять свою красоту. Последним сравнением Ахматова утверждает, что поэтический дар — это что-то очень естественное для поэта, то, что дается ему от природы, как красота прекрасной женщине. Во второй и третьей строфе лирическая героиня, чувствуя себя опытным поэтом, обращается к молодым, дает им наставленье.

Поэтому две последние строфы построены с помощью повелительных предложений: Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами: Осуждены — и это знаем сами — Мы расточать, а не копить. Поэтический талант дан человеку свыше. И он не может распоряжаться им по своему усмотрению. Он лишь выполняет свое предназначенье. А оно не такое уж и легкое.

Недаром в речи лирической героини проскальзывает: «осуждены». Поэт вынужден отдавать людям все: свои творения, а вместе с ними и часть своей души. Последняя строфа развивает тему предназначенья поэта.

Его Ахматова видит в традициях русской поэзии. Можно сказать, что в этих мыслях поэтесса является продолжательницей традиций Пушкина и Лермонтова: Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. Первая строка перекликается с творчеством А. С. Пушкина. Поэт должен исцелять слепых.

Это значит, что он один — пророк, который может прозревать будущее. Его обязанность на этой земле — открывать людям глаза и души, делать их лучше. Последние три строки стихотворения четко перекликаются с мотивами лирики Лермонтова. Поэт не знает благодарности в этом мире. Он одинок и никто не может его понять.

Завистливые ученики лишь поглумятся над поэтом в тяжелые моменты его жизни, а толпа и вовсе останется равнодушной. Ей не дано понять творца, по крайней мере, при его жизни. Это стихотворение проявляет взгляд Ахматовой на проблему предназначения поэта, его участи в этом мире. Известно, что поэтесса воспринимала поэтический дар скорее как наказанье, чем как награду.

Она понимала, что судьба поэта очень непроста и полна страданий. В стихотворении «Музе» ее героиня укоряет свою «музу-сестру»: Муза! ты видишь, как счастливы все- Девушки, женщины, вдовы… Лучше погибну на колесе, Только не эти оковы. Для лирической героини божий дар — это возможность жить жизнью обычной женщины, не чествовать бед и тягот всех женщин на земле. Но ей такое счастье недоступно.

Она должна терпеть всю мировую боль и выражать ее в своих стихах. Но нельзя сказать, что это стихотворение полностью пессимистично. Все-таки героиня боится потерять свой дар. Она приняла и поняла свой талант, приняла и поняла свою судьбу. Героиня согласилась нести свой крест на этой земле.

Поэтому она и считает себя вправе давать наставления более молодым поэтам. Стихотворение «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» очень простое по форме, как и почти все ахматовские стихи. В нем достаточно мало средств художественной выразительности. Можно выделить перифраз, обозначающий поэтический талант — «дарованное небесами». Глаголы «расточать» и «копить» наводят нас на мысль о том, что все-таки Ахматова считает поэтический талант богатством, но принадлежащим не ей, а всем людям.

Метафора «исцеляй слепых» утверждает, что поэт — всегда пророк, чье предназначенье — лечить человеческие души. Лишь в конце стихотворенья, когда поэтесса описывает участь поэта, она позволяет себе несколько эпитетов: «тяжелый час сомненья», «злорадное глумленье». Произведение создано с помощью традиционной кольцевой рифмовки, с использованием мужских и женских рифм.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…»