Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
12 глава повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» практически завершает произведение. В ней описывается момент прихода Веры Николаевны Шеиной в дом Желткова, чтобы проститься с ним. О самоубийстве этого человека героине сообщает муж, который говорит также, что Желтков по-настоящему любил Веру Николаевну. Князь Шеин же и благословляет свою жену на прощание с умершим.
Итак, выйдя за две улицы до дома Желткова , Вера Николаевна направляется к дому, где жил ее поклонник. Ее встречает хозяйка — старая полька: «сероглазая старая женщина,
Свою готовность помочь женщина объясняла тем, что Желтков был ей «как родной сын». Эти слова, на мой взгляд, очень важны для характеристики героя — Желтков был по-настоящему хорошим, добрым человеком, с чистой и светлой душой. Хозяйка рассказала Вере Николаевне о тех событиях, что
Интересно то, как она охарактеризовала выстрел, убивший его: «…потом мы слышим, будто бы из детского пистолета выстрелили». Мне кажется, такое сравнение вовсе неслучайно. Как при жизни Желтков был тихим, по-детски наивным и кротким, так и смерть его не доставила никому хлопот: «Мы никакого внимания не обратили». По ходу рассказа квартирной хозяйки состояние Веры Николаевны меняется — ее внутреннее напряжение все нарастает и нарастает. Об этом свидетельствует тон, с которым княгиня задает свои вопросы: «приказала Вера Николаевна», «сказала Вера Николаевна и вдруг заплакала» и т. д. Княгиня узнала, что незадолго перед смертью Желтков попросил хозяйку повесить гранатовый браслет, от которого отказалась Вера Николаевна, на икону божьей матери.
Думаю, таким образом он пытался как-то защитить свою любимую, вымолить ей счастливую жизнь. В итоге беседы Вера Николаевна захотела еще раз увидеть Желткова, попрощаться с ним. Примечательно само описание мертвого героя: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».
Желтков ушел из жизни в спокойном состоянии духа, сознательно приняв это решение и нисколько не страдая от него. Почему он должен был страдать? Ведь он познал истинное счастье — оно заключалось в любви к Вере Николаевне. И умер Желтков тоже из-за этой любви.
А если умираешь из-за счастья, разве можно быть несчастным? В описании трупа Желткова примечательна еще одна деталь — умиротворенное выражение лица героя показалось Вере Николаевне схожим с выражениями лиц других великих страдальцев — Наполеона и Пушкина. Таким образом, Куприн подчеркивает, что то чувство, которое герой испытывал в своей жизни, приравнивает его к великим личностям. Масштаб его души нисколько не меньше масштаба душ этих великих страдальцев.
В этой мысли, нам мой взгляд, выражается гуманизм Куприна-писателя. Оставшись наедине с Желтковым, Вера Николаевна, знак своих чувств, положила ему под шею красную розу. Какие это были чувства?
Писатель подчеркивает, что именно в этот момент Вера Николаевна поняла, что лишилась той любви, о которой мечтают все женщины в мире. В знак глубокой признательности за то, что такое чувство кто-то к ней испытывал, героиня поцеловала Желткова «в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». Перед уходом хозяйка показала Вере Николаевне записку, которую герой оставил ей, предвидя, что княгиня Шеина придет с ним попрощаться. «Скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…» — это были последние слова Желткова. Он, как напутствие, как вдохновение, как память о себе, оставил княгине «L. van Beethoven.
Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato».
Эти строки становятся завершающим строками 12 главы повести. Таким образом, данная часть очень важна в структуре всего произведения. Именно здесь княгиня Шеина понимает силу и значение любви Желткова к ней, сущность его чувства. Именно здесь перед нами во всей своей масштабности проявляется личность героя, по своей внутренней сути приравненная автором к личностям великих людей.
Кроме того, в 12 главе дополняется характеристика самой Веры Николаевны. Она предстает перед нами как женщина, способная оценить большое чувство, но не способная его испытать из-за свойств своей натуры, воспитания, социальных предрассудков.