Урок для 6 класса «Громкость и тишина в музыке»

МОУ Борисоглебская СОШ №4

«Громкость и тишина в музыке»

Урок музыки в 6 классе

Учитель предмета «Искусство»

МОУ Борисоглебской СОШ №4

Калинина Татьяна Викторовна

Тема урока: «Громкость и тишина в музыке»

Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.

Тип урока: урок расширения знаний.

Звучит «Вальс» Е. Доги из

к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

— Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

— Что мы можем сказать о музыке?

— Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?

— Музыка плавно течет или бурлит и бьет ключом?

— Что происходит в этом произведении?

(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,

Звучание набирает силу и теряет ее)

— Как называется изменение силы музыкального звучания?

— Назовите основные обозначения динамики

, пиано , а также крещендо и диминуэндо ; т. е. нарастание или спад динамики соответственно)

Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен.

По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики .

Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется » Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются все ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием все необозримое горное пространство.

На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л. Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает ее наступление: хмурится небо, усиливается ветер , появляются первые капли дождя . Все это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.

«Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л. Бетховена. Фрагмент.

Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется — и лишь отдаленные раскаты грома еще слышатся в музыке.

Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются.

— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление?

— Что происходит с динамикой?

— Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?

Динамика — одно из самых ярких выразительных средств музыки.

Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать ее присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос.

Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.

— Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?

— Как громкий?

— Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?

— Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?

Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам

.

— В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?

— Когда

Это относится не только к речи, но и к музыке.

Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.

Выдающийся российский пианист и педагог Г. Нейгауз часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну с Марией Федоровной , Петю с Петром Петровичем , Федю с Федором Федоровичем .

В музыке приняты два базовых обозначения громкости:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок для 6 класса «Громкость и тишина в музыке»