Урок для 6 класса «Громкость и тишина в музыке»
МОУ Борисоглебская СОШ №4
«Громкость и тишина в музыке»
Урок музыки в 6 классе
Учитель предмета «Искусство»
МОУ Борисоглебской СОШ №4
Калинина Татьяна Викторовна
Тема урока: «Громкость и тишина в музыке»
Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.
Тип урока: урок расширения знаний.
Звучит «Вальс» Е. Доги из
— Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:
— Что мы можем сказать о музыке?
— Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?
— Музыка плавно течет или бурлит и бьет ключом?
— Что происходит в этом произведении?
(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,
Звучание набирает силу и теряет ее)
— Как называется изменение силы музыкального звучания?
— Назовите основные обозначения динамики
, пиано , а также крещендо и диминуэндо ; т. е. нарастание или спад динамики соответственно)
—
По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.
Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.
Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики .
Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется » Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.
«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются все ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием все необозримое горное пространство.
На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л. Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.
Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает ее наступление: хмурится небо, усиливается ветер , появляются первые капли дождя . Все это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.
«Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л. Бетховена. Фрагмент.
Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется — и лишь отдаленные раскаты грома еще слышатся в музыке.
Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются.
— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление?
— Что происходит с динамикой?
— Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?
Динамика — одно из самых ярких выразительных средств музыки.
Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать ее присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос.
Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.
— Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?
— Как громкий?
— Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?
— Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?
Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам
.
— В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?
— Когда
Это относится не только к речи, но и к музыке.
Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.
Выдающийся российский пианист и педагог Г. Нейгауз часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну с Марией Федоровной , Петю с Петром Петровичем , Федю с Федором Федоровичем .
В музыке приняты два базовых обозначения громкости: