Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой
Тема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты по-особому относились к проблеме любви. У Ахматовой данное чувство — всегда душевная буря, смятение чувств, внутренние противоречия. Все это передается скупыми, на первый взгляд, незаметными деталями окружающей действительности: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Казалось бы, что данные строчки не показывают в лирической героине ярких эмоций, взрыва чувств. Но какие-то
Но образ возлюбленной слабо угадывается в стихотворениях. Он идеализирован, это «вечная женственность», божество, предмет поклонения: Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад. Но лирический герой все же боится
Ведь она может лишиться того особого ореола идеала и красоты: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя… Как ясен горизонт: и лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. Для лирического героя Прекрасная Дама так и остается недосягаемой.
Что касается любовной лирики Ахматовой, то чаще всего она изображает начало душевной драмы или ее кульминацию. Если Блок в своем творчестве обращается к идеальным, подчас фантастическим образам, то у Ахматовой любовь земная, реальная. Это поединок двух любящих друг друга людей.
Но страдания никогда не вырываются из души лирической героини: И что память яростная мучит, Пытка сильных — огненный недуг! — И в ночи бездонной сердце учит Спрашивать: о, где ушедший друг? Да, конечно, любовные стихи Ахматовой и Блока носят символический характер. В этом не сложно убедиться, если обратиться к тем идеалам, к которым обращались эти поэты. хотя символизм у них проявляется на разных уровнях. Так, для Блока символично уже само это удивительное и непостижимое чувство — любовь. Для поэта это что-то космическое и загадочное.
И именно поэтому у него возникает образ Прекрасной Дамы. Таким образом, данный символ является ключевым. На мой взгляд, все изобразительно-выразительные средства, лексика, синтаксис стихотворения направлены на раскрытие и доказательство идеальности данного образа-символа. Прекрасная Дама покоряет лирического героя своей красотой, неземной прелестью. Он без памяти влюблен в нее, и это чувство даже делает его в какой-то степени зависимым: Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб.
Порой слуга; порою — милый; И вечно — раб. Я думаю, что символизм у Ахматовой проявляется в деталях, которые играют ключевую роль. У нее все переживания скрыты за внешней сдержанностью.
И здесь огромна роль символов, которыми изобилуют стихи о любви Ахматовой: Не недели, не месяцы — годы Расставались. И вот наконец Холодок настоящей свободы И седой под висками венец. Только «седой под висками венец» рассказывает читателю о тех душевных муках и терзаниях, которые сопровождали героев при расставании: Я не прошу ни мудрости, ни силы. О, только дайте греться у огня!
Мне холодно… На мой взгляд, стремление к огню в данных строчках является признаком полного одиночества лирической героини, только холод и безразличие окружает ее. На лексическом уровне стихи этих поэтов также отличаются.
У Блока в любовной лирике преобладают отвлеченные имена существительные, которые и создают ту воздушность и недосягаемость идеала. Ахматова же прибегает в большей степени к использованию конкретных имен существительных, что придает естественность и реальность чувствам лирической героини. Несмотря на явные различия в стихотворениях о любви, важно заметить то, что для обоих поэтов это чувство является исключительным, делающим человека богаче духовно.