Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии.

Таким образом, противостояние главного героя Чацкого и «фамусовской Москвы» явилось реальной проекцией происходящих в стране процессов. Итак, в центре комедии лежит

столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!». Но против старых

порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий.

Этим автор подчеркивает исключительное положение людей с новыми взглядами. «В моей комедии,— писал Грибоедов,— двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, становится крупной, сильной. История жизни героя намечена в комедии отдельными штрихами.

Детство в доме Фамусовых , затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу — и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Чацкий молод, ему не более 23-24 лет, а за плечами у него уже множество событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.

Он делает острые, колкие замечания о дворянском воспитании ,о преклонении перед иноземным . Давал меткие характеристики людям , умел подчеркнуть в них то, что у честного человека должно вызывать гнев и презрение. «Сам толст, его артисты тощи»,— говорил он об одном из московских «тузов» и его крепостном театре. Чацкий подметил ненависть светских дворян ко всему новому: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? За границей Чацкий «ума искал», то есть — учился. Кроме научных истин он мог там «крепко набраться новых правил».

В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на Родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Теперь Чацкий «вольнее дышит и не спешит вписаться в полк шутов».

Он не богатый дворянин , отказавшийся от службы. Почему же он не служит? Он сам отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».

Он умеет от души смеяться и тонко иронизировать, красиво говорит, легко ссылается на факты истории и оперирует античными именами. Даже Софья вынуждена согласиться с тем, что Чацкий: «Остер, умен, красноречив, / В друзьях особенно счастлив». К тому же, так привлекательна в Чацком горячая искренность в любви. Поведение Чацкого до конца естественно, образ его правдив и динамичен. Но каковы же они, его противники?

Его противники — это «свет», высшее московское дворянство. Это «тузы»,как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданкого долга.

Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: «Балы дает нельзя богаче». Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит: Он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом. Богатство для них — главное: Будь плохонький, но если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених.

К людям беднее себя они относятся с презрением. Вспомним, как меняется отношение княгини Тугоуховской к Чацкому, когда она узнает, что он сравнительно беден . Вот она послала своего мужа познакомиться с молодым человеком: вдруг она сумеет найти в нем жениха для одной из своих шести дочерей? Но когда узнает о том, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, мигом зовет мужа обратно. Московские дворяне — это круг тесно связанных между собою людей. Связи помогают им вершить дела, получать должности.

Здесь выручают, но только «родного человечка». Продвигаются же здесь по службе лишь для того, чтобы: «И награжденья брать и весело пожить». Это, пожалуй, краткая характеристика противостоящих Чацкому и таким как он сил. Но в комедии достаточно подробно раскрываются несколько образов, каждый из которых обличает собой одну из черт описанного выше московского общества. Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен.

Он заигрывает с молоденькой служанкой, хотя хвастается своим «монашеским поведением». Он навязывает Скалозубу свою дочь самым откровенным образом: Дай бог здоровья вам И генеральский чин; а там Зачем докладывать бы дальше Речь завести о генеральше? А Фамусов в IV действии!

Как он вершит суд и расправу, как распоряжается судьбами своих слуг! При разговоре со Скалозубом, он и слова подбирает мягкие, льстивые: «дорогой», «батюшка», «любезный человек». А в IV действии? «Чурбан», «тетеря», «не финти», «за святцами зевать». Вот его понимание того, как следует ценить знакомства, родню: «…Я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском». Может быть, Фамусов — хороший управляющий в казенном месте?

Нет. Молчалин несет на подпись деловые бумаги: в них есть противоречие и «многое не дельно». А Фамусов?

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. И вместе с тем он убежден, что много трудится: «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый / По должности, по службе хлопотня…». Его по-настоящему не заботит ни судьба его дочери, ни служебные дела. Он боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Таким образом, в образе Фамусова автор обличил чинопоклонство московского света. В комедии проходит перед нами путь Молчалина. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарем. Дельный и способный, он быстро понял, что чтобы получить почести и богатства, нужно «угождать всем людям без изъятья».

Молчалин лебезит перед Хлестовой, заигрывая даже с ее собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова; в угоду дочери своего покровителя принимает вид влюбленного. И вот уже Фамусов видит в Молчалине «делового». Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова «с» . И вот перед нами воплощенное лицемерие.

В Скалозубе же показана глупость и ограниченность. Как говорит Софья, он «слова умного не выговорил сроду». Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке.

По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что «все так прилажено, и тальи все так узки». Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создает портрет Скалозуба: Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки. Привлекательность Скалозуба для Фамусова состоит в том, что он «золотой мешок».

Хотя сам Фамусов знает, что Скалозуб туп и ограничен. Своебразна и интересна фигура Репетилова. В его лице автор беспощадно высмеял и осудил праздно болтающих дворянчиков. Репетилов — от французского repeter , то есть повторяющий чужие слова, не имеющий своих мыслей.

Карьеру он пытается сделать молчалинскими способами: женился на дочери знатного человека. Но карьера не задалась. И теперь его жизнь проходит в чужих переднях и танцевальных залах.

И это те, кто стали судьями Чацкого, а с ним и всех людей, которые мыслят не так, как московские тузы?! Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна. В заключительных сценах все меньше легкой насмешки, все больше авторских раздумий. В конце пьесы Чацкий как будто проиграл, он уезжает из Москвы.

Но поражение главного героя временное. Сломленный сейчас количественным превосходством врагов, Чацкий не уступил в этой борьбе, сохранил свой ум и силу. Он продолжит эту борьбу, молодое и смелое в его лице расчистит себе дорогу и неизбежно победит. Враги же нашего героя, его судьи, остаются в трудном положении.

Насмешка автора уничтожила их. Нет их былого величия. Раздосадованному Фамусову осталось лишь повторить свою выдумку о Чацком: Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел! Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол!

Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»