Слух о сумасшествии Чацкого

Комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов написал в 1824 году. В этом произведении можно явно услышать приближение декабристского восстания, волнение в среде образованных, передовых людей того времени. На страницах комедии автор смог передать общие настроения различных слоев общества современной ему России. В основе произведения лежит прием антитезы: фамусовское консервативное общество противопоставляется «новым людям» того времени, людям, жаждущим перемен, отстаивающих идеалы свободы, честности, искренней любви к отечеству.

В произведении

этих людей представляют сам Чацкий, брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской и преподаватели и студенты Педагогического института, о которых говорят, что они «упражняются в расколах и безверьи». Чацкий причисляет себя к полку этих людей и в своих речах часто говорит «мы», тем самым давая понять, что он не чувствует себя одиноким в своих идейных соображениях. Но в фамусовской Москве нет места для его мыслей, идей, образа жизни, поведения.

Здесь никто не принимает и не понимает всей остроты и богатства ума Чацкого. Отсюда, на мой взгляд, и название пьесы — «Горе от ума». Конфликт Чацкого

и общества, в которое он прибыл, носит не только социальный характер, но и любовный. Герой с детства влюблен в Софью Фамусову, с которой они росли вместе, и которая раньше будто бы разделяла его жизненные идеалы.

И вот Чацкий приезжает в Москву и тут же бросается в дом к возлюбленной. Легко можно догадаться, что намерения у героя самые серьезные: он хочет жениться на девушке. Но неожиданно молодой человек получает отпор.

Он понимает, что сердце Софьи занято другим — глупцом и подлецом Молчалиным. Видимо именно этот факт больше всего «подкосил» героя, и он стал, не задумываясь, во всем высказывать свою позицию, вступать в споры. Но с кем? С косным фамусовским обществом, которое настолько не готово к его высказываниям, что просто затыкает уши и нарекает Чацкого сумасшедшим.

Кульминация «Горя от ума» — пример замечательного драматургического мастерства Грибоедова. В основе кульминации, когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, — слух, повод к возникновению которого подала Софья. Именно от нее мы слышим реплику «в сторону»: «Он не в своем уме». Эту реплику раздосадованная Софья бросила, на мой взгляд, случайно, имея в виду, что Чацкий «сошел с ума» от любви и стал просто невыносим для нее. Автор использует прием, основанный на игре смыслов: эмоциональное высказывание Софьи услышал светский сплетник г. N. и понял его буквально.

А Софья даже и не подумала разъяснить свои слова. Напротив, она подтверждает то, что Чацкий сумасшедший: София Он не в своем уме. Г. N. Ужли с ума сошел? София Не то, чтобы совсем…

Г. N. Однако есть приметы? София Мне кажется. Софья решила воспользоваться недоразумением, чтобы отомстить Чацкому за его насмешки над Молчалиным.

Становясь источником слуха о сумасшествии Чацкого, героиня окончательно «сжигает мосты» между собой и своим бывшим возлюбленным. К тому же, образ Софьи становится полностью завершенным. Если до этого она во многом колебалась, то теперь она полностью на стороне Фамусова и всей «закостеневшей» Москвы. Таким образом разрешается любовный конфликт героя.

Грибоедов восхитительно показывает, как сплетня о Чацком облетает всех вокруг, невероятно видоизменяясь при этом. Это так называемая игра в испорченный телефон. Загорецкий превращает сплетню в факт: А! знаю, помню, слышал, Как мне не знать?

Примерный случай вышел; Его в безумные упрятал дядя-плут… Графиня бабушка из-за очень плохого слуха понимает совсем другое про Чацкого: он попал в тюрьму, «к фармазонам в клоб», «пошел… в пусурманы». Когда же сплетня облетела всех гостей, каждый считает своим долгом заявить, что именно он первым разглядел в герое сумасшедшего. Так Фамусов заявляет: …Я первый!

Я открыл! Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях,- и невесть что наскажет! Естественно, возникает вопрос о причинах сумасшествия Чацкого. И после долгих споров гости приходят к выводу: «ученье — вот чума, ученость — вот причина».

Таким образом, с помощью этой сцены автор помогает нам понять, что герой «проиграл» оба конфликта: любовный и социальный. Окончательно отвергнутый Софьей, пораженный слухом о своем сумасшествии, он бежит из Москвы. Но поражение героя временное. Своими высказываниями он подорвал покой фамусовского общества. Эти люди пришли в волнение, ощущая скорый закат своей пустой и бесцельной жизни.

А Чацкий еще победит.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Слух о сумасшествии Чацкого