Народ и личность — одна из главных проблем романа «Война и мир» Л. Н. Толстого
Сила народная — сила могучая.
Н. А. Некрасов
Одна из любимых мыслей Л. Н. Толстого в «Войне и мире» — мысль о том, что частная жизнь людей подчинена великим событиям исторической жизни народа и определяется этими событиями.
Толстой уверен, что никакая, даже незаурядная, личность не способна сыграть выдающуюся роль в истории, если она оторвана от народа. Стремление стать над народом и руководить им, не считаясь с его интересами, не понимая его отношения к происходящему, приводит к краху.
Писатель противопоставляет двух
Так Л. Н. Толстой доказывает, что личность, высокомерно утверждающая свое превосходство над народом, оторванная от него, обречена на поражение.
Судеб исторических лиц не оспорить и не изменить, а вот любимые герои, созданные
А. Болконский при первом знакомстве — утонченный аристократ, умный, критически мыслящий, не удовлетворенный своей жизнью в «свете», где приходится общаться с «придворным лакеем и идиотом». Он мечтает заслужить славу, «любовь людскую». Он бескорыстен, но людей, чьей любви князь Андрей хочет добиться, он не считает равными себе.
О народе Болконский не думает, вмешательство в жизнь простонародья его унижает в собственных глазах. Но когда над отечеством нависла угроза, князь Андрей по-новому оценил Патриотизм и самоотверженность простых солдат. Общая беда не просто сблизила его с народом, а помогла осознать себя его частью. В полку Болконского уважали и любили, называли его «наш князь».
А для самого князя Андрея стало очень важно, что так же, как он, относятся к войне и Кутузов, и Тимохин, и вся армия.
Иначе проявляется близость к народу Наташи Ростовой. Она, как и пушкинская Татьяна Ларина, «русская душою». Непонятно, как и почему, но «она умела понять все то, что было во всяком русском человеке». Ее манеры, душевность, пляска были неподражаемыми, истинно русскими. «Умом сердца» Наташа понимает и чувствует, что крестьяне, ряженые в мирном Отрадном, раненые в Бородинском сражении солдаты — это ее народ.
Может, поэтому юная Ростова — идеал женщины для Толстого.
Свой путь к народу у Пьера Безухова. Молодой граф ставит перед собой «вечные» вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?..» Пребывание на Бородинском поле, а затем в плену переворачивает жизнь Безухова.
Он видит небывалую стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию солдат и офицеров, наблюдает, как разгорается на лицах людей та «скрытая теплота патриотизма, которая захватит и его. Особое влияние оказала на него встреча с Платоном Каратаевым. Для Пьера он «олицетворение всего русского, доброго и круглого», он естествен, как родная природа.
Безухов всей душой воспринял его крестьянскую «философию», «роевое» начало жизни.
Итак, путь «вниз» для лучших людей России оказался путем единения со своим народом и привел к понимаю того, что личность может состояться только как часть народа, а не отдельно от него. Князь Андрей, к несчастью, не успел, а Пьер осознал, что его личность не растворяется в массе, а обогащается, черпая новые силы в своем народе.
«Поиски мысли» и жизненный опыт героев Толстого убеждают, что личность отдельного человека, если это настоящий человек, воплощает черты национального характера и народной судьбы. Так думает гениальный автор «Войны и мира», и жизнь многократно подтвердила, что он прав.