Картины природы в романе
В романе «Тихий Дон» М. Шолохов активно использует оригинальный прием сопоставления явлений из жизни природы и человека, когда нет прямых уподоблений, сравнений с помощью союзов «как» или «будто». Этот прием называется «психологический параллелизмом», составляя основу фольклора, где он является одним из основных приемов выразительности. Видный русский фольклорист А. Н. Веселовский писал, что суть параллелизма заключается в следующем: «картинка природы, рядом с нею таковая же из человеческой жизни; они вторят друг другу
В этом эпизоде главной героине открылся мир «в его сокровенном звучании» — мир, живущий своей таинственной жизнью, ничего от человека не требующий, ни в чем не обвиняющий. Аксинья как бы осознает внутренне, что именно всего этого не хватало ей — первородного покоя, возможности раствориться без остатка в природной гармонии. Неким «шестым чувством», еще не заглохшим окончательно инстинктом услышала Аксинья голос ландыша, открывшего ей сущность человеческой жизни. Пейзаж в анализируемом эпизоде не является условной декорацией к описываемым событиям, и ландыш — не условный образ-штамп для выражения спектра чувств героя. В этом эпизоде налицо древний контакт между человеком и живым миром природы, восстановление утраченной ранее связи между ними.
И природное и человеческое органично, неразрывно связаны друг с другом. Однако понимание этого нисколько не умаляет человека. Напротив — оно возвращает его в вечное лоно природы и дает человеческой душе чувство несравнимого умиротворения.