Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза»
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. Н. А. Добролюбов Наверное, не зря мы говорим о нравственной слабости, эгоизме и приспособленчестве. Да, события, описанные Островским, происходили еще в XIX веке. Но, как ни больно об этом говорить, те же черты эгоизма, приспособленчества, нравственной слабости не исчезли из нашей жизни и сегодня. Снова и снова мы обращаемся к пьесам Островского.
Они, эти полные гнева «картинки
Могут ли они создать красоту вокруг себя, могут ли дать волю и радость людям? Нет, они только копят тысячи, враждуют друг с другом, разрушая все чистое и прекрасное вокруг. Они всеми силами стараются укрепить старые порядки, противостоят новому, прогрессивному.
Власть
Где-то вдали уже сгущаются тучи. Воздух тяжелый. Душно и тихо. Ни малейшего ветерка.
Как хочется свежести, простора, движения! Невыносима эта тишина. Природа как будто затаила дыхание… Все ждет грозы, ждет разрядки.
Чернее и чернее небо, и уже слышны вдали первые раскаты грома. Вот он, «мир затаенной, вздыхающей скорби, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным раскатом, робко замирающим при самом зарождении». Кто принесет людям весть о том, что скоро разразится гроза?
Кто нарушит спокойствие провинциального городка Калинова? Пока жизнь здесь идет своим чередом: по-прежнему прогуливаются жители по городскому саду, по-прежнему вещают странницы,- по-прежнему во всем царят степенность и спокойствие. «Бла-алепие!» — произносит Феклуша. Но благочестивость и добродетель здесь фальшивы: застой, равнодушие ко всем проявлениям красоты, запреты на все желания, самодурство и безразличие, отсутствие элементарного уважения к окружающим. Потому все просьбы и старания Кулигина остаются безответны. Он мечтает создать перпетуум мобиле, установить громоотвод в городе; труженик, он живет не только для себя — все изобретает что-то для людей.
Но его не понимают и не принимают власть имущие калиновцы. «Что я тебе — равный, что ли! — кричит Дикой.- Ишь ты, какое дело нашел важное. Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Так ты знай, что ты червяк.
Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Здесь бы и возмутиться Кулигину, подняться до протеста в защиту своего человеческого достоинства. Но нет: «Я, сударь, маленький человек…» Он сам скажет, что нужно «стараться угождать как-нибудь», иначе «съедят, живого проглотят», поэтому лучшие стерпеть, покориться.
Вот она, ограниченность, порожденная общей отсталостью русской жизни тех лет. Совсем иными качествами наделил Островский Тихона и Бориса, Варвару и Кудряша. Каждый из них жаждет счастья, недоволен домостроевским укладом жизни, но протестует по-своему. Более чуткий и образованный из них Борис.
Но он слаб, зависим, безгласен. На какое-то мгновение он встал в положение обвинителя хозяев жизни: «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» А силы-то и нет.
Даже образованность ему не помогла. Чем он выше Тихона?! Разве он нравственно сильнее мужа Катерины?! Вот его признание: «Загнан, забит… слабый я человек…» А Тихон вообще разучился жить своим умом, шагу не сделает против воли маменьки; вечно живя под властью этой воинствующей защитницы домостроя, косности, бездуховности, он стал орудием в ее руках. «И на воле-то он словно связанный»,- скажет о Тихоне Катерина.
А зачем ему воля? Он ведь ни на что не способен. Эгоистичен в своих порывах , он не может защитить жену, не может подняться выше своего страха и бессилия, хотя, наверное, по-своему любит ее. Борис тоже не спасает и не спасет Катерину, потому что свои желания не способен доводить до практического результата. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» И бежит, оставляя женщину одну.
Среда, подчиненная силе диких и кабановых, производит обыкновенно Тихонов и борисов». Они проклинают себя за то, что у них нет воли. Но не это главное. Главное в другом — у них нет ничего за душою, для продолжения своего существования они должны служить тому же самому Дикому, от которого хотели бы избавиться.
Хотели… И ничего не сделали. Успокоились. Приспособились.
А вот Кудряш и Варвара действуют. Но как? Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким, оба они нужны друг другу; он будет доволен, что «отгрызся»: «Я его не боюсь, а пущай же он меня боится».
Варвара имеет свои представления о нравственности: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она научилась лгать, притворяться, считая, что «на этом все держится». Все герои пьесы — жертвы.
Их породило «темное царство». Оно исковеркало их судьбы, изувечило их души. Попав в дом Кабановой, мы еще раз убеждаемся в этом. Здесь забудешь, что есть «вольный воздух на свете»; здесь сольешься «с капризными прихотями и деспотизмом» Марфы Игнатьевны. В слепом стремлении сохранить старые порядки она зашла далеко: неприкосновенными считать только те понятия, которые «она признает хорошими».
Постоянно держит в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать «все этикеты старины», «ест ее, как ржа железо», при этом считая себя непогрешимой. Но Катерина нашла в себе силы, чтобы бросить вызов всему «темному царству». И гибель ее — это осуждение нравственных устоев и хозяев, и жертв, тех, кто не захотел или не смог подняться на борьбу; тех, кто разучился жить своим умом, кто смирился, приспособился; тех, кто попирает человеческое достоинство, кто крепко держится за старину; тех, кто разуверился в своих силах и не видит перед собой будущего.
Наверное, не зря говорим мы сегодня об А. Н. Островском. Обличая эгоизм, приспособленчество, нравственную слабость, он все же верил, что придут люди, которые станут «лучами света» и зажгут зарю новой жизни.