Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»

Анализ стихотворения — Сжала руки под темной вуалью… Это стихотворение, являющиеся поистине шедевром творчества Ахматовой, вызывает у меня сложную гамму чувств и хочется читать его снова и снова. Конечно, все ее стихотворения прекрасны, но это — мое любимое. В художественной системе Анны Андреевной умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием.

Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя. Одним из ярчайших примеров

является это небольшое стихотворение. Оно было написано в 1911 году в Киеве.

Здесь идет речь о ссоре между любящими. Стихотворение делится на две неравные части. Первая часть — драматический зачин, ввод в действие . Все дальнейшее — ответ, в виде страстного, все ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки , резко прерывается нарочито будничной, обидно прозаической репликой: «Не стой на ветру». Смятенное состояние героев этой маленькой драмы передано не длительным объяснением, а выразительными частностями их поведения: «вышел, шатаясь», «искривился рот», «сбежала, перил не касаясь» , «крикнула,

задыхаясь», «улыбнулся спокойно» и так далее.

Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа. Для изображения всего этого в прозе понадобилась бы, вероятно, целая страница. А поэт обошелся всего двенадцатью строчками, передав в них всю глубину переживания героев.

Заметим попутно: сила поэзии — краткость, величайшая экономия выразительных средств. Сказать многое о немногом — вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова научилась этому у нашей классики, в первую очередь у Пушкина, Баратынского, Тютчева, а также у своего современника, земляка по Царскому Селу Иннокентия Анненского, большого мастера естественной речевой информации и афористического стиха. Возвращаясь к прочитанному стихотворению, можно заметить еще одну его особенность.

Оно полно движения, в нем события непрерывно следуют одно за другим. Эти двенадцать кратких строк легко превращаются даже в киносценарий, если разбить их на кадры. Вышло бы примерно так. Вступление: вопрос и краткий ответ.

1часть.

Он. 1. Вышел, шатаясь. 2. Его горькая улыбка . 2 часть. Она. 1. Бежит по лестнице, «перил не касаясь».

2. Догоняет его у ворот. 3. Ее отчаянье. 4. Последний ее выкрик.

3 часть.

Он. 1. Улыбка . 2. Резкий и обидный ответ. Получается выразительный психологический киноэтюд, в котором внутренняя драма передана чисто зрительными образами. Это превосходное стихотворение достойно высочайшей оценки читателя. Автор, редактор и издатель Махотина Екатерина, шк. № 91, 11 А. Под руководством Каминой С. В.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»