Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова

…Борьба есть условие жизни… В. Белинский Поэма — один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра.

С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу — таковы «Полтава» А. С. Пушкина, «Хорошо!» В. В. Маяковского, с другой — к лирике, куда можно отнести «Руслана и Людмилу» и «Цыган» А. С. Пушкина, «Орину, мать солдатскую» Н. А. Некрасова, «Соловьиный сад» А. А. Блока. «Анна Онегина» С. А. Есенина и «Двенадцать»

А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называются лиро-эпическими. А Н. В. Гоголь вообще эпические «Мертвые души» назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения. Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим.

Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов , А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский и многие другие. Жанр поэмы — один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою

короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.

Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон». Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы. Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха , пленника монастырской тюрьмы . Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой.

Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него. Нет Бога вне свободного выбора личности , не может быть святым путь, ступить на который человека заставили — таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного. «Мцыри» — апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы — могучая личность, противостоящая окружающему миру. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря: Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к «крутым и темным скалам», к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной — главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву — утрату бессмертия души: Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…

Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле?

Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме: И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул. Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на «деву гор».

Он был во всем сыном своей земли и своего народа: …да, рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних молодцов. Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявить?

По законам романтизма, герой проявляет свою «одну, но пламенную страсть» в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время грозы «в час ночной, ужасный час», так напугавший монахов, что они «ниц лежали на земле», и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь. Предчувствие неудачи побега автор подчеркнул с помощью пейзажа.

В своем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага: Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста… Предчувствие сбывается: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь.

Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира «келий душных и молитв» в мир чистой природы: Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста…

Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист… В образе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с «цветком темничным», познавшим губительную «сладость бытия», но не отказавшимся от этого искуса: …Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок. В этих словах — трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс. Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.

Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри «позорно-равнодушному» поколению «смиренных рабов». Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова