Народ в произведениях А. П. Чехова
Все ждут и на что-то надеются… А. Чехов В пору зрелости внимание А. П. Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл «мужицких» повестей и рассказов: «Мужики» , «Новая дача» , «В овраге». Повесть «Мужики» вызвала особенно острые споры. Писатели-народники любили изображать деревню как царство доброй и наивной патриархальности, не тронутое «язвами» капитализма.
В ней они видели единственное спасение от тлетворного влияния городской цивилизации.
Однако писатель никак не заслуживал подобных обвинений. Герои его «Мужиков» действительно невежественны, забиты, но в глубине души они человечны. «Да, жить с ними было страшно, — думает героиня повести Ольга, — но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдание». Когда критики спорили о «Мужиках», об отношении писателя к деревне, они не знали,
В ее опубликованной части говорилось о том, как лакей Николай Чикиль-деев заболел и поехал с женой Ольгой и дочкой Сашей на поправку. Они попадают в царство бедности, забитости и страданий. Николай умирает, а Ольга и Саша, побираясь, идут в Москву. В том продолжении повести, которое осталось у Чехова в виде незаконченных черновиков, описывалась горестная жизнь Ольги и Саши уже в Москве.
С глубокой любовью, как всегда у Чехова сдержанной, нигде прямо не высказанной, рисует он судьбу девочки Саши. Ее путь — из детства на самое дно жизни. От матери она унаследовала не только мягкость, доброту, поэтичность, но также — «Терпи и все тут». Незаконченная повесть обрывается в тот момент, когда Ольга, служащая в меблированных комнатах, уволенная, исчезает, а Саша идет на улицу.
Чехов обнаруживает редкостное «двойное зрение»: пристально изучая жизнь и быт, окружающие Сашу сначала в деревне, затем в городе, он внимательно аглядывается во внутренний мир маленькой героини трагической мужицкой и городской эпопеи. Так же как Саша из «Мужиков», путем страданий и бед проходит героиня повести «В овраге» Липа. Вот пример чеховского реализма — сурового и беспощадного. Однако, пройдя, кажется, по всем кругам мужицкого «ада», Липа не гибнет.
В конце повести возвращаются с работы «бабы и девки»: «Они пели. Впереди всех шла Липа, и пела тонким голосом, и заливалась, глядя вверх на небо, точно торжествуя и восхищаясь, что день, слава Богу, кончился и можно отдохнуть». Как ни страшна жизнь, как ни горестна судьба человека и народа, писатель не поставил точку в конце произведения, оставляя финал открытым.
Чеховская правда, верность действительности, суровое изображение самых мрачных ее сторон — все это не отнимает у читателя веры в жизнь, надежды на то, что она может стать иной.