«Миллион терзаний Чацкого»
Главным героем комедии Грибоедова «Горе от ума» является молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Этот человек испытывает в произведении «мильон терзаний». Пробыв долгое время за границей, он возвращается домой — в Москву. И сразу же Чацкий приезжает в дом к своей любимой — к Софье Фамусовой.
Из диалога двух этих героев мы узнаем, что Александр Андреевич и Софья — друзья детства и Чацкий буквально вырос в доме Фамусовых. Уже тогда герой полюбил Софью, а она отвечала ему взаимностью: Когда, бывало, в вечер длинный Мы с
Он хочет узнать, любит ли она его, возможно ли счастье с ней? Однако сразу героя охлаждает равнодушный и даже враждебный прием Софьи: «Не человек, змея!». Чацкий еще не знает, что девушка влюблена в Молчалина — «бессловесного» секретаря Фамусова. Больше того, Александру Андреевичу такая мысль даже не приходит в голову — он не видит в окружении Софьи достойных кандидатов на ее руку и сердце.
Однако, погрузившись снова в «московскую жизнь», от
Герой оценивает людей не по их богатству и связям, а по личным достоинствам — уму, образованности, порядочности. Кроме того, превыше всего Чацкий ставит свободу — в мыслях, чувствах, поступках. Он выступает за свободу выбора в профессии , в чувствах, вообще в жизни.
Герой глубоко убежден, что наступили новые времена, а «век минувший» отошел в прошлое: Но между тем кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком? Он верит, что России необходимы реформы, что пора прекратить преклонение перед иностранным и начать уважать свое. Монолог Чацкого о «французике из Бордо» — яркое тому подтверждение: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев». От фамусовского общества героя отличает и его взгляд на народ как на продуктивную и талантливую силу, способную возродить страну. Однако все эти мысли встречают враждебный отпор Фамусова и всего московского общества. Эти люди понимают, что взгляды Чацкого разрушат их привычный образ жизни, что они несут им гибель. Именно поэтому фамусовцы объявляют Александра Андреевича сумасшедшим и стремятся поскорее найти причину его «болезни»: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Да и Чацкий начинает понимать, что не встретит соратников в Москве. Но он готов терпеть враждебность Фамусова и других до тех пор, пока верит, что Софья может полюбить его. Но вскоре и эта мечта героя разбивается — он узнает, что Софья любит другого.
Да и кого — подлеца Молчалина! Этот удар стал последним для Чацкого — он практически убегает из Москвы, сломленный и разбитый: Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Таким образом, Чацкий — герой «нового времени», человек прогрессивных взглядов, свободный и образованный.
Наверное, по отдельности он сильнее каждого из представителей московского общества. Но этого героя делает уязвимым любовь к Софье. Чацкий надеется, что его эта девушка — не такая, как все остальные из ее окружения. Однако он жестоко ошибается.
И этот удар, наверное, самый сильный из всех, что герой переносит в Москве. Но это поражение Чацкого — лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна».
На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат сокрушительную победу.