Сочинение Образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя
Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям.
Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.
Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей
Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.
Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую
Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.
Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив свое институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении.
Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.
Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал.
После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.
Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время ее проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.
Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель — мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать.
Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчетливости.
Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки. «Подлец» — вот что говорит о Чичикове его автор.
И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности — вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович.
А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться — лишь качества, показывающие живого человека.
***
Гоголь очень умело подчеркнул неопределенность в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.
Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображения этого героя — «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:
Все сказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…
Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.
Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
Но не только умением скрыть свои пороки под маской добродетели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», — пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека.
Отголоски этих идей слышны уже и в первом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной комедии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».
«Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нужны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора.
И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губернаторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекликаются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об условиях формирования характеров:
Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!
Чичиков — единственный герой, чья жизнь предстает не отдель — ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся характер, но в экспозиции показано его становление.
Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни «, выделите основные этапы развития характера:
— происхождение ; — детство ; — наставления отца ; — учеба в училище ; — служба в казенной палате; — работа на таможне; — идея о скупке «мертвых душ»
Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.
В нем типичность психологии Чичикова — «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Ревизоре «:
Кто же зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.
Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмотрите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому «? Обратите внимание на детали , которые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение говорить с каждым на его языке: Прощание с Маниловым: «Здесь, — тут он положил руку на сердце, — да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами.
И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!» Беседа с Собакевичем: — Пожалуйте только расписку. — Хорошо, дайте же сюда деньги! — На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете. — Да позвольте, как же мне писать расписку?
Прежде нужно видеть деньги! О разговоре с Коробочкой: Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объяснении характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приобретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя — «подлеца»?
Сопоставьте размышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути человека, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть залогом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на анализ образа Чичикова:
Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его…
И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.
«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь Жуковскому.
Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопоставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических отступлениях.
И безыменные страданья..