«Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы
Более восьми веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных произведений последовало за ними. Ученые стремились и стремятся сейчас объяснить феномен «Слова», точнее и полнее донести до нас его смысл. Художники и музыканты всех времен вдохновлялись поэтическими образами древнего и неувядающего памятника нашей истории, словесности, культуры.
«Слово» не могло появиться на пустом месте. Культура Древней Руси была чрезвычайно богата и разнообразна, о чем говорят многочисленные
«Слово» вдохновлено реальными событиями русской истории. Оно рассказывает о походе на половцев храброго князя небольшого Новгород — Северского княжества Игоря Святославича в 1185 году. С небольшими силами Игорь, «не сдержав молодости», как о нем говорит летопись, отправился в тяжелый и опасный поход на половцев, мечтая дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда — то принадлежащие ей Земли. Кроме Игоря в походе участвовали его
Первое сраженье со «степью» оказалось удачным, а потом половцы одержали полную победу, ранили и пленили Игоря. Поражение князя имело несчастные последствия для всей Руси. Позже князю удалось бежать из плена и вернуться на родину.
Чтение «Слова» не простое занятие. Автор не придерживается в повествовании строгой последовательности событий, не подводит читателей к ним постепенно. Мы как бы сталкиваемся с ними, попадая сразу в самую гущу событий!
«Игорь ждет мила брата Всеволода. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в самом бою.» Автор писал «Слово» для своих современников, хорошо знавших обстоятельства похода Игоря, это позволило построить произведение фрагментарно, оттеняя главные эпизоды. Яркое, необычное начало повествования — описание затмения настраивает читателя на тревожный лад:
Солнце тьмою путь заступало, ночь,
Стонущи ему грозою, птиц пробудила.
Поэтичны и красивы эпитеты «Слова». Князья сравниваются с «четырьмя солнцами», в бою «трепещут синие молнии» сабель, грозит «дождь стрелами». Опираясь, вероятно, на фольклор, автор дает свое видение мира, рождая небывалый, своеобразный художественный стиль повествования.
Автор «Слова», показав разгром войска Игоря, приводит читателей к мысли о необходимости объединения всех русских земель. В своеобразных лирических отступлениях автор осуждает недальновидность и алчность отдельных князей, сеющих смуту и раздор, ослабляющих Русь.
Почему же Игорь, виновник бедствия, прощен автором? Исходным желанием князя, побудившим его к походу, была защита и усиление Руси. Он мужественно сражается, не бросает на поле брани пеших воинов, брата, попавшего в беду. В плену Игорь томится, «не спит, Игорь бдит, мыслью поля мерит от великого Дона до Малого Донца.». Все это позволяет автору славить князя. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая временные заблуждения Игоря.
В «золотом слове» Святослава, обращенном ко всем русским князьям, живет надежда на объединение русских земель во имя великой родины, сумеющей отстоять свою свободу и независимость.
Поэтичность «Слову» придает образ Ярославны. Во время традиционного плача Ярославна обращается к силам природы за помощью, как было принято в язычестве. Слова Ярославны не только традиционный плач, но и заклинание, она верит в справедливость природы, надеется на возвращение любимого, его соратников. Нежная, любящая, Ярославна послужила прообразом многих героинь русской литературы.
Оптимистический конец «Слова» — это не только вера в победу, храбрость и силу русского воинства, но и вера в справедливость и добро как основы мира. Именно поэтому «Слово» привлекает к себе внимание художников на всем протяжении своей истории, являясь чудесным неисчерпаемым кладезем, из которого каждая эпоха берет сокровища, созвучные своему времени.
«Слово» было открыто собирателем древнерусской письменности графом А. И. Мусиным — Пушкиным в конце XVIII века. Сюжет: история — поход на половцев князя Новгород — Северского Игоря Святославича. События отражены в летописях: Ипатьевской и Лаврентьевской. Согласно Игнатьевской летописи Игорь пошел в поход 23 апреля 1185 года, вместе с сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска. В пути к ним присоединился брат Игоря Всеволод Святославич, князь Курский. Начало похода сопровождается грозным предзнаменованием — солнечным затмением 1 июля 1185 года; звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду; после удачной битвы Игоря с его недавним союзником Кончаком на рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: кровавые зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть 4 солнца (т. е. русских князей). И., который ставит честь выше жизни — и постоянно говорит о том своим воинам, — в полном согласии с автором «Слова» воспринимает поражение как расплату за то, что не содействовал общерусскому единству. («Исторический» Игорь долго не поддерживал союз князей, то выступая против половцев, то действуя заодно с ними; не участвовал он и в победном походе объединенного войска под водительством Святослава Всеволодовича 1184 г. и пленении хана Кобяка.) Именно поэтому в «Слове» поведано о провидческом сне, приснившемся Святославу Всеволодовичу, князю объединителю, который стремился усыпить зло, пробужденное удельными князьями: будто в тереме его доски без князька, т. е. без верхней опоры; дом без конька не устоит.
По существу, с тем же мотивом единства Русской земли (залогом которого служит единство семейно — родовое), с той же метафорой общерусского дома связан и поэтичный плач жены Игоря, Ярославны, которая рыдает на крепостной стене в Путивле, обращаясь к природным силам («Ветер — ветрило!. Днепр — Славутич!. Свет — лое и тресветлое солнце!.») с мольбой о помощи плененному мужу. Обещая обратиться в кукушку «безвестную», полететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле — реке, обтереть раны князя И., она свидетельствует о свой неразрывной связи с мужем о той жертвенной преданности семье, которая контрастно оттеняет равнодушное отношение русских князей, ковавших крамолу и говоривших «брат брату: се мое, а то мое же», к своим «семейным» обязанностям по отношению к родной земле. Не случайно, что лишь глубокое раскаяние в совершенной «крамоле» возвращает Игорю надежду; как природа в образе солнечного затмения «заступала» ему дневной путь от Русской земли в землю половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу сквозь ночь «от великого Дону до малого Донца». Носитель идеи чести, трагически переживший позор (т. е. бесчестие), И. искупил свой «грех»; бегство князя из плена как бы восстанавливает единство общерусского дома — солнце снова на небе, ибо князь Игорь снова в Русской земле.