“Слово о полку Игореве” – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в “Слове.” идеи единства Русской земли

В основе сюжета “Слова.” лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новго-род-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.
Глубокое идейное осмысление автором этого исторического события и мастерство художественного воплощения позволяют говорить о “Слове.” как о выдающемся памятнике древнерусской литературы.
Ученые не пришли к единому мнению о том, кто был автором этого выдающегося произведения. Известно, что это образованный и эрудированный человек, талантливый поэт и общественный деятель.
Жанр этого произведения свободный. Д. С. Лихачев определяет его как “эпос”, в котором соединяется фольклорное и книжное, лирическое и публицистическое начало.
Композиционно “Слово.” делится на три части:
вступление, в котором автор стремится подчеркнуть “торжественную” направленность своего произведения, настроить читателя на “высокий” строй мысли, соответствующей серьезности содержания: “Начать эту песню надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна”;
основная (повествовательная) часть, в которой автор не только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими

отступлениями и обращениями: “Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!”;
заключение – образец “славы” – традиционно для эпического жанра древнерусской литературы: “Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан против поганых полков!”
“Слово.” отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в “Слове.” играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: “Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты”.
Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в “Слове.” не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор “Слова.”, является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: “Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове”.
Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: “Уж ведь, братья, невеселое время настало. Ибо сказал брат брату: “Это мое, и то мое”. И стали князья. сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую”.
Эта важнейшая для “Слова.” идея единения выражается и в “золотом слове” Святослава, “со слезами смешанном”. Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей – в разъединенности.
Идея защиты Русской земли и необходимости единения изображена как призыв, идущий как бы от народа (отсюда близость “Слова.” к произведениям фольклора), но обращен он к князьям (отсюда книжная, публицистическая основа произведения).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Зарубежная литература модернизм.
Сейчас вы читаете: “Слово о полку Игореве” – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в “Слове.” идеи единства Русской земли