Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В «Слове.» нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознается

как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.
Душа автора «Слова», до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в «Слове» заодно с человеком, заодно выступает с воинами — русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! — говорится в другом древнерусском памятнике письменности. — Многими красотами
дивишь ты — озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли — центральный в «Слове о полку Игореве». Героем «Слова» является не какой — либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину Россию и хранить ее единство.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»