Краткое изложение древнерусского эпоса “Повесть временных лет”

В Киевской Руси о христианстве и его святых было известно задолго до ее “крещения”. После же введения христианства в качестве государственной религии, сопровождаемого строительством храмов, организацией торжественных богослужений и крестных ходов, православное духовенство, рекрутируемое в основном из Византии, с удвоенной энергией стремилось ввести в жизнь княжеско-феодальной верхушки и народных масс почитание и благоговение перед тем пантеоном христианских святых, который выработало христианство за почти тысячелетнее свое существование. Процесс вытеснения дохристианских религиозных представлений протекал трудно, растянувшись на многие и многие столетия. Нередко лишь сила заставляла отступать языческих богов. Со страниц летописей предстает перед нами картина расправы над недавно такими всемогущими богами, которых боялись и покровительства которых искали. “Повесть временных лет” сообщает о Владимире: “Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами”. Это надругательство над “вчерашними” богами вызывает у летописца слова, полные горечи и недоумения: “Велик ты, господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем”.
На место изгнанных

богов поставлялись новые. На Руси происходил тот же процесс, что ранее в Римской империи: родоплеменные боги вытеснялись, заменялись новыми посредством культа святых. Многие христианские святые на Руси принимали облик древнеславянских богов, или последним давались имена христианских святых. Так, на библейского пророка Илию были перенесены в народном сознании черты и функции космического божества, бога грома и молнии Перуна, которого славяне представляли разъезжающим по небу в огненной колеснице, поражающим нечистую силу стрелами-молниями и проливающим дожди на нивы. Иоанн Креститель отождествлялся с языческим Купало (отсюда представления об Иване Купале), святой Власий – со “скотьим богом” славян Волосом, святые Косма и Дамиан – с богом Сварогом – покровителем кузнецов и т. д.
Утверждались новые христианские праздники и дни памяти святых и посредством принесения на Русь “священных икон и мощей”, связанных христианской традицией с тем или иным святым. Известно, что князь Владимир, намереваясь “крестить” свой народ, привез в Киев и “чудодейственные мощи” епископа римского Климента. Его “святая глава” была положена в первый храм на Руси – в Десятинную церковь в Киеве. В честь святого строились многочисленные храмы, писались иконы, проводились торжественные службы. Епископ Климент возглавлял римскую кафедру в годы правления императора Траяна (98-117), прославившегося гонениями на христиан. За “поношение” языческих богов он был сослан в далекий Крым на работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь среди местных жителей, как и в Риме, он продолжал активно проповедовать “слово божие”, приобщать их к христианству. Это привело к новым преследованиям, и по приказу Траяна в 101 г. он был утоплен в Черном море. Спустя несколько столетий были “обретены” мощи святителя. Часть их и привез с собой в Киев Владимир. Образ Климента импонировал тем, что он демонстрировал стойкость в исповедании новой для Руси веры – христианства, показывал, что ради нее можно и нужно принять любое мучение.
Однако сколь ни разнообразны были деяния вводимых на Руси христианских святых, сколь ни демонстрировалась I их сила и могущество, все они обладали определенной “ущербностью” – были непонятными или малопонятными. Не связанные с национальной средой, созданные на иной социально-политической и культурной почве, святые плохо “приживались” в сознании народных масс, на них, пришлых, верующим было трудно переносить свои национальные чувства. Очень скоро оформляющаяся русская церковь почувствовала необходимость в обладании собственными святыми. Подобную же потребность испытывала и княжеская власть, стремившаяся придать своему господству ореол святости.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Задачи педагогической наук включает.
Сейчас вы читаете: Краткое изложение древнерусского эпоса “Повесть временных лет”