Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет»
В Киевской Руси о христианстве и его святых было известно задолго до ее «крещения». После же введения христианства в качестве государственной религии, сопровождаемого строительством храмов, организацией торжественных богослужений и крестных ходов, православное духовенство, рекрутируемое в основном из Византии, с удвоенной энергией стремилось ввести в жизнь княжеско-феодальной верхушки и народных масс почитание и благоговение перед тем пантеоном христианских святых, который выработало христианство за почти тысячелетнее свое существование.
На место изгнанных богов поставлялись новые. На Руси происходил тот же процесс, что ранее в Римской империи: родоплеменные боги вытеснялись, заменялись новыми посредством культа святых. Многие христианские святые на Руси принимали облик древнеславянских богов, или последним давались имена христианских святых. Так, на библейского пророка Илию были перенесены в народном сознании черты и функции космического божества, бога грома и молнии Перуна, которого славяне представляли разъезжающим по небу в огненной колеснице, поражающим нечистую силу стрелами-молниями и проливающим дожди на нивы. Иоанн Креститель отождествлялся с языческим Купало (отсюда представления об Иване Купале), святой Власий — со «скотьим богом» славян Волосом, святые Косма и Дамиан — с богом Сварогом — покровителем кузнецов и т. д.
Утверждались новые христианские праздники и дни памяти святых и посредством принесения на Русь «священных икон и мощей», связанных христианской традицией с тем или иным святым. Известно, что князь Владимир, намереваясь «крестить» свой народ, привез в Киев и «чудодейственные мощи» епископа римского Климента. Его «святая глава» была положена в первый храм на Руси — в Десятинную церковь в Киеве. В честь святого строились многочисленные храмы, писались иконы, проводились торжественные службы. Епископ Климент возглавлял римскую кафедру в годы правления императора Траяна (98-117), прославившегося гонениями на христиан. За «поношение» языческих богов он был сослан в далекий Крым на работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь среди местных жителей, как и в Риме, он продолжал активно проповедовать «слово божие», приобщать их к христианству. Это привело к новым преследованиям, и по приказу Траяна в 101 г. он был утоплен в Черном море. Спустя несколько столетий были «обретены» мощи святителя. Часть их и привез с собой в Киев Владимир. Образ Климента импонировал тем, что он демонстрировал стойкость в исповедании новой для Руси веры — христианства, показывал, что ради нее можно и нужно принять любое мучение.
Однако сколь ни разнообразны были деяния вводимых на Руси христианских святых, сколь ни демонстрировалась I их сила и могущество, все они обладали определенной «ущербностью» — были непонятными или малопонятными. Не связанные с национальной средой, созданные на иной социально-политической и культурной почве, святые плохо «приживались» в сознании народных масс, на них, пришлых, верующим было трудно переносить свои национальные чувства. Очень скоро оформляющаяся русская церковь почувствовала необходимость в обладании собственными святыми. Подобную же потребность испытывала и княжеская власть, стремившаяся придать своему господству ореол святости.