РОЛАНД – ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА


“Песнь о Роланде” – древнейший памятник французского народного эпоса. Ученым не удалось точно определить время создания поэмы, однако есть предположение, что сначала это было устное сказание, переходившее с изменениями и дополнениями от одного рассказчика-певца к другому. Доподлинно известно, что “Песнь о Роланде” была широко распространена в XI веке: ее распевали в войсках Вильгельма Завоевателя перед битвой при Гастингсе. И это неудивительно, ведь главный герой поэмы – бесстрашный воин Роланд, отдавший свою жизнь в борьбе за отечество. Смелость и отвага Роланда, воспетые авторами поэмы, бесспорно, поднимали боевой дух воинов.
Роланд – лицо историческое; о нем упоминается в хронике царствования Карла Великого как о крупном феодале (маркграфе Бретонском). В поэме Роланд возглавляет арьергардный отряд франков во время битвы с несметными полчищами сарацин в Ронсевальском ущелье (в Пиренейских горах, отделяющих Испанию от Франции). Участвует в битве Роланд не столько по своей воле, сколько по злому умыслу предателя Гвенелона.
В “Песни” используется прием противопоставления: Гвенелон, получив приказ короля, долго не соглашается быть послом франков, исполнить волю своего сюзерена. Роланд же – преданный вассал, который не подвергает сомнению справедливость решений короля. Свое жизненное кредо он провозглашает перед


битвой с сарацинами:
За короля должны мы храбро биться: Обязан каждый витязь за сеньора Терпеть лишенья, раны, холод, зной, Жалеть не должен кровь свою и тело.
Беду пророчит и природа: во Франции бушует невиданная стихия, среди бела дня мрак сходит с небес на города. Люди объясняют происходящее тем, что настал судный день.
Но все они не ведают, не знают,
Что это – скорбь природы по Роланде!
Настал день битвы. Отряд Роланда отрезан от войска короля, силы французов на исходе. Только гордый Роланд не будет просить о помощи короля: пусть его добрый меч Дюрандаль окрасится в багряный цвет от крови врагов, но “избави бог, чтоб я всех родичей своих покрыл позором и Францию родную осрамил”. Это кодекс чести воина Роланда. Все жарче бой, все сильней удары. В какой-то момент сила духа покидает Роланда, он собирается трубить в рог, призывая Карла на помощь. Спасает честь Роланда верный друг, побратим, могучий мудрый рыцарь Оливьер. Он призывает Роланда продолжать бой. Спор героев разрешает архиепископ Турпин: Карл находится далеко, поэтому не успеет прийти на помощь. Тем не менее, трубить необходимо, ибо тогда король сможет отомстить неверным.
Автор поэмы сочувственно относится к главному герою битвы, о чем свидетельствуют следующие строки:
Как доблестно дерется граф Роланд! В огне все тело, пот течет ручьями, И в голове боль страшная: так сильно Он в рог трубил, что жилы на висках Раскрыты все!
Трагической была смерть Роланда. Ни одна стрела, ни одно копье не повредили тело воина, но жалость к погибшим друзьям, бессилие лишили его чувств”. На поле битвы Роланд оставил своего верного скакуна, между тем он не может допустить, чтобы его верный меч Дюрандаль попал в руки врагов:
Не должен ты достаться в руки трусам. Тобой владел столь доблестный вассал: Нельзя найти во Франции свободной Славней меня, отважнее бойца!
Умер славный герой, однако его смерть должна быть отомщена. Творец, ангелы и силы природы на стороне короля Карла и его дружины. По просьбе короля Господь явил чудо, остановил движение солнца и продлил день. Смерть Роланда отомщена: все его обидчики погибли. А предатель Гвенелон погиб смертью труса, будучи разорванным на части резвыми скакунами. Красавица Альда не смогла пережить смерть возлюбленного Роланда и умерла мгновенно, едва услышав печальную весть.
Более тысячи лет прошло с момента описываемых в произведении событий, но даже в XXI веке благодарные читатели отдают должное силе, отваге и бесстрашию славного воина Роланда.
В основе “Песни о Роланде ” лежат подлинные, но художественно переосмысленные исторические события, относящиеся к VIII веку. Летописец Карла Великого Эйнхард сообщает, что в 778 году король франков предпринял первый поход для освобождения Испании от арабов (мавров). Захватив несколько городов, Карл дошел до Сарагосы, но здесь встретил сильное сопротивление и был вынужден повернуть обратно. Во время отступления арьергард французского войска попал в засаду в Ронсевальском ущелье в Пиренеях, где был атакован басками и уничтожен. В этом бою погиб один из прославленных пэров Франции – граф Бретани Хруотланд, оставшийся в легендах как Роланд. Долгое время летописцы умалчивали об этом печальном событии, но в народной памяти оно сохранилось и существовало в “песенной истории”, которая и была позднее записана.
“Песнь о Роланде” – самая знаменитая поэма героического народного эпоса средневековой Франции. Эти поэмы называют еще “песнями одеяниях” или “песнями о подвигах”. Неизвестный автор предлагает читателям заглянуть в прошлое, пройти вместе с Роландом и его арьергардом в ущелье, испытать горечь поражения и увидеть по-настоящему храбрых людей.
В образе Роланда французский народ воплотил свои представления о воине-герое. Настоящий рыцарь – это смелый, отважный воин-патриот, который всегда держит свое слово. Это верный вассал короля, который не предаст его ни при каких обстоятельствах. Это борец с врагами христианской веры, защитник обездоленных, который до смерти выполняет свой долг. Умирая, Роланд думает только о выполненном долге и вспоминает товарищей по оружию. Роланд – идеальный рыцарь, патриот, правдолюбец, до конца своих дней хранящий верность долгу. Именно эти качества и являются глазными критериями рыцарского долга.
Древнее французское сказание открывает перед нами страницу рыцарской жизни и показывает нам, кто такие настоящие рыцари и что для них значит долг. Долг рыцаря – смело сражаться до последней минуты за своего короля, за свою отчизну. Сражаться, сохраняя твердость духа и верность своей стране, но в то же время не теряя рассудка, уметь принимать правильные решения.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика діалогічного мовлення.
Сейчас вы читаете: РОЛАНД – ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА