Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” было создано в XII веке. Это время, когда оригинальная литература на Руси только зарождалась и, следовательно, имела много общего с устным народным творчеством.
До сих пор ученые-литературоведы спорят о жанровой принадлежности “Слова.”. Хотя это произведение литературное, оно содержит фольклорные элементы. Д. С. Лихачев считает, что произведение создано на основе двух жанров устного народного творчества – “плачей” и “слав”, или восхвалений. Элементы “плача” находят прежде всего в лирической песни Ярославны. Как и плакальщицы, она обращается к силам природы: к ветру, солнцу, реке. “Славой” же “Слово о полку Игореве” заканчивается: автор восхваляет князей Игоря, Всеволода, Святослава.
Хотя современные читатели не знакомы с “плачами” и “славами”, уловить связь “Слова.” с фольклором несложно. Основное их сходство – в языке. Он богат постоянными эпитетами: “синий Дон”, “золотое стремя”, “чистое поле”. Многие сравнения в “Слове.” заимствованы из народной поэзии. Битва тут сравнивается с жатвой: “На Немизе стелют снопы головами, молотят цепами булатными, жизнь на току кладут, веют душу от тела”. В духе народных традиций и сравнение битвы с пиром: “Тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую”.
Связаны с фольклором и некоторые образы “Слова.”. В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в “Слове.” как о живых существах говорится об обиде (“Дева Обида”), жалости и горе (“Желя и Карна пошли по земле Русской”).
О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: “Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие.”
В “Слове.”, как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, “кликнула, стукнула земля, зашумела трава”, “галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали”.
В этом произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения. Когда Игорь убегает из плена, он оборачивается птицей, Овлур превращается в зверя: “И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками. тогда Овлур волком побежал, стряхивая собою студеную росу”.
Манера повествования в “Слове.” тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к своим современникам или деятелям прошлого. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Возможно, что и “Слово.” было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.
Устное народное творчество – источник, из которого “Слово о полку Игореве” черпало язык, образы, сюжеты. Это произведение было близко жителям Древней Руси и интересно нашим современникам, ведь оно имеет кровную связь с фольклором, а значит, по-настоящему народно.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика героического эпоса.
Сейчас вы читаете: Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве”