Политические идеи автора «Слова о полку Игореве»
О древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» стало известно лишь в начале 90 — х годов XVIII столетия, когда знаток русской древности А. И. Мусин — Пушкин приобрел в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этом сборнике среди других текстов он обнаружил чудесный памятник древнерусской литературы, вызвавший необыкновенный интерес среди историков, лингвистов и литературоведов.
В «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором, по словам известного литературоведа Д. С. Лихачева, чувствуется
Неизвестный автор поэмы — человек редкостного поэтического таланта, широко видел исторические процессы своего времени, глубоко знал дружинную и книжную поэзию. Он создал шедевр, который не перестает очаровывать своей художественной
Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно — исторической последовательности событий. Он, словно художник, разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, витая над прошлым и будущим — «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Автор «Слова», наверное, был очень смелым человеком, потому что не побоялся высказать во всеуслышание свои мысли. В XI веке среди немногочисленных писателей уже были первые жертвы княжеского произвола против литературы: первый русский проповедник киево — печерский игумен Феодосии, автор «Слова о законе» митрополит Илларион (его сместили), летописец Никон (его вынудили бежать в Тмутаракань). В последующие века автора «Моления» Даниила заточили в темницу, Аввакума и его друга Епифания сожгли за «великие на царский дом хулы». Служение литературе с самого начала имело черты мученичества и жертвенности.
В страстном и требовательном призыве русских князей к объединению есть «что — то предвещающее властные и гневные об — Ращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей. Русские писатели всегда осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари», — говорил Д. С. Лихачев. Наверное, поэтому автор «Слова», хотя и знал о будущих гонениях, не смог смолчать.
«Слово о полку Игореве» наполнено сильными и взволнованными чувствами. Рассказывая о походе князя Игоря и русской дружины, автор настолько печалится и скорбит, что не может удержаться от того, чтобы не прокомментировать действия Игоря, и горестно восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
Читая «Слово», мы видим, что и природа тоже откликается на то, что происходит. Чувства автора настолько велики, он так близко принимает чужое горе и чужие радости, что природа не может не отреагировать на это. Автор наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы, даже городские стены. Ему кажется, что все эти предметы тоже могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Автор в своей позиции соединяется с природой, и его чувства благодаря чувствам природы усиливаются.
Все сказанное говорит о том, что автор «Слова» прекрасно знал об упоминаемых им событиях, о жизни, быте, о вооружении, о географии Руси, о язычестве, фольклоре, мог точно охарактеризовать каждого из князей, более того, его сведения часто более подробные и глубокие, чем летописные. Но главная заслуга этого человека в том, что ему удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.