Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажем, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова.» солнце, реки, птицы, травы — это непосредственные участники событий. Без них для писателя 12 века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины. Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения.
Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода». На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.
Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».
В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце — символ княжеской власти; в «Слове.» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли. Олег и Святослав». Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т. о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.
Волки грозно воют по оврагам,
Орлы клекотом на кости зверей воют,
Лисицы брешут на червленые щиты.
Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.
Тогда по русской земле
Редко пахари кричали,
Но часто вороны граяли,
Трупы между собой разделяя.
А галки свою речь говорили —
Хотели лететь на кормление — уедие.
А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.
Соловьи веселыми песнями
Рассвет возвещают.
Т. е. вся природа радуется возвращению князя с победой.
Красив также и образ лебедей в «Слове.» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д. р.Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове.», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы — «черные тучи» и «черные вороны».
Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.
А белый цвет имеет противоположный смысл — добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа — все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты».

/> Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т. д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.
О Донец! И тебе много славы.
Князя ты на волнах лелеял,
Траву подстилал зеленую
На своих серебряных берегах,
Одевал его теплою мглою,
Тенью зеленого дерева,
Гоголем стерег на воде,
Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на . серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».
И еще одну реку описывает автор — Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.
Т. о. реки, травы, поля и леса, окружающие их — это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве» и играет огромную роль в образе Русской земли.
Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове.» основной образ произведения — Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д. С.Лихачева: «Автор «Слова.» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово.», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли — существенная часть «Слова.» как призыв к ее защите от внешних врагов».
Многие ученые говорят о художественном значении «Слова.». Неопытному человеку это будет непонятно: ведь в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину. Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы. «Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова.»очень точно соответствует его идейному замыслу. Т. е. образы «Слова.» способствуют выявлению основной цели — идеи единства Руси «.
В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.
Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры — песни поэта, описывающей охоту, а заканчивает — торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т. о. автор уделяет большое значение образам природы. Лишь с их помощью мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.
С одной стороны, автор «Слова.» уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.
С другой стороны, писателю важны и образы — символы в «Слове.». Писатель использует их потому, что они выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов — символов для писателя 12 века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности писателя, его образа жизни.
Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», как средство выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Образы и символы в «Слове о полку Игореве»