Князь Игорь — герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве»
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» — несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово.» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова. » А И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает
И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово. » продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам — людям, живущим уже в XXI веке?
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное
Но вое же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова.» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отдепен от нас огромной временной дистанцией.
Отношение автора «Слова.» к русским князьям, изображенным в нем двойственная, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова.» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей
— Русичи великие поля червлеными щитами перегородили,
— Ища себе чести, а князю- славы.
Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила,
Свист звериный встал, Взбился див
Кличет на вершине дерева,
Велит прислушаться.
Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит, в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине
Лучше ведь убитым быть,
Чем плененным быть,
Сядем же, братья,
На борзых коней
Да посмотрим хоть
На синий Дон,
Автор «Слова.» так комментирует речь князя:
Ум князя уступил
Желанию
И охота отведать Дон великий
Заслонила ему предзнаменование.
Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова.», сочувствует ему Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навея свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Но князь — человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова» Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
Так и Игорь отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части — плач Ярославны юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце» Ее плач — это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны. Как верно заметил Д. С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и — главное — показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказывается побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Так и князь Игорь неожиданно оказывается сопричастен основной идее «Слова.» Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы» И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
Здравы будьте, князья и дружина,
Борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине)
Аминь.