Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве»
В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и «Слово о полке Игореве». Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк поэмы возникают образы многочисленных русских князей с их доблестями и недостатками, в их сложных взаимоотношениях между собой и иностранными соседями. Я вижу радость победы и боль поражения; я вижу князя Игоря, который ведет в поход свое войско. Игорь Святославич
Игорево войско отправилось в поход. Но вдруг тьма покрыла всех воинов. По поверьям русичей, затмение солнца — это плохой признак, предвестник несчастья. Игорь знает об этом, но не хочет покорятся обстоятельствам. Перед лицом страшной своими фатальными предупреждениями природы он не теряет мужества, присутствия духа и боевой решительности.
Высокое благородство Игорь показывает и во время решающей битвы, когда он в разгаре боя «разворачивает» полки на помощь брату Всеволоду. Но поражение неминуемо: о нем предупреждала еще природа — и «солнце ему тьмой путь застилало; ночь, стонала ему грозой, птиц возбудила.»
Мы видим понурую и скорбную картину трудного положения Руси, к которому привело поражение. И виновны в этом честолюбие и самоуверенность князя Игоря. Предъявляет обвинение ему и Святослав, автор бессмертного «золотого слова». Говорит он, обращаясь к Игорю и Всеволоду: «Вы же сказали: «Мужаемся сами — прошлую славу сами заберем и грядущую сами поделим!» Они не послушали своего «отца» Святослава и этим пробудили коварство половцев, развязали им руки, дали повод нарушить мир. Вечным укором Игорю будет то, что он утопил покой и благосостояние Руси на дне реки Каялы, много насыпал туда русского золота, а сам пересел с золотого княжеского седла в седло рабское, т. е. попал в плен.
Но все ж таки автор «Слова» сочувствует Игорю. Он радуется, когда князю удалось убежать из плена, описывая, как и Бог, и природа помогают ему. Автор преподносит поступки Игоря в сказочно-легендарном стиле. Он побежал горностаем, прыгнул на быстрого коня, а потом соскочил с него серым волком. Соколом взлетал он под тучи, сбивал гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин. Под радостное приветствие Игорь прибывает в Киев. К счастливым голосам присоединяется и голос самого автора: «Как тяжело телу без головы, так и Русской земле без Игоря».
И вот я закрываю последнюю страницу «Слова о полке Игореве». Я будто увидел(ла) своими глазами храброго князя Игоря, который старался защитить Русскую землю, будто ощутил(ла) искру того патриотичного пламени, которое вдохновляло когда-то автора на создание его бессмертной поэмы. И хотя прошло уже много времени после ее возникновения, но еще и до сих пор она волнует своей неповторимостью, своим благородным и патриотичным содержанием!
Постскриптум от автора:
Иногда предлагают другую тему: «Ярославна — образ любящей женщины в «Слове о полке Игореве». «Плач Ярославны» является одним из самых поэтичных произведений мировой литературы. Он символизирует любовь, верность и тоску жены. Обратите на это внимание, когда будете писать произведение. Отметьте, что плачь издавна широко применялся в народных обрядах, в думах, сказках. Так, в народных сказках и песнях, сказках Пушкина и балладах Шевченко девушки ждут своих милых каждый день, каждый час, длинными годами и тоскуют по ним. И Ярославна вместе с другими русскими женщинами плакала не только тогда, как узнала о несчастливой битве. Она тосковала по мужу все время, пока он находился в плену. Ярославна оплакивает Игоря не только как мужа, а и как Защитника родины, который потерпел поражение в битве с врагами.