Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Василий и Василиса»
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером. У остальных же кажущаяся мягкость — это в действительности просто слабость. Ф. де Ларошфуко
Валентин Григорьевич Распутин — один из писателей, который рассказывает о проблемах села. Он родился в деревне Усть-Уда Иркутской области. Детство провел в селе Атамановка, расположенном близ Ангары. Деревенское детство сильно повлияло на Распутина, и основой его прозы были не городские противоречия, а проблемы деревни.
В повести «Василий и Василиса» основным предметом изображения
Василий — обыкновенное русское имя, которое может иметь любой сельский парень. Василиса — имя сказочное, его можно встретить в русских народных сказках и былинах. Василиса Прекрасная, Василиса-царевна и т. д. Этими исконно русскими именами автор хотел показать, что на их месте могут быть и другие обыкновенные
Знакомство с главным действующим лицом начинается со строк: «Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, среднем среди трех, стоящим одной постройкой». Недаром Распутин делает акцент на слово «средний». На протяжении всего произведения Василий занимает среднюю позицию: его бросила жена, но он не ушел, он остался жить в своем амбаре, но, с другой стороны, и не делал попыток вернуться к ней. Правильна ли эта золотая середина? О героине мы узнаем из начала повести: она никому не доверяет и делает всю работу сама, поздно ложится и рано встает, она верит в Бога и все время вздыхает: «Вздохи у нее имеют множество оттенков — от радости и удивления до боли и страданий». Весь ее день расписан не по часам, а по самоварам: «Первый самовар, второй, третий.
» Причиной ее конфликта с мужем была потеря ребенка, в которой был виноват пьяный Василий. Уже тридцать лет они живут в соседних домах, каждый день видятся, но между ними потеряно звено взаимопонимания: «Будто не видят друг друга. и только каждый из них знает о присутствии другого». Связующим элементом между ними автор ставит их сына Петра. Петр — «среднее» между матерью и отцом. Он не любит тайгу, как Василий, мать называет его «отиком», хотя он и не является неисправимым лентяем. Он поставлен связным компонентом между родителями.
Переломным эпизодом в сюжете и во взаимоотношениях Василия и Василисы писатель делает свадьбу Василия на приезжей швейке Александре. Именно она становится тем катализатором, который действует на Василисин характер. Это и подтверждает суета, когда задержавшаяся Александра натыкается на Василису. В этом эпизоде Распутин раскрывает пик накала страстей. Василиса, уверенная в своих силах, неожиданно получает ответ, который ошеломляет ее: «Хочешь выжить меня? Не выйдет! Все равно он с тобой жить не будет. Он мой! Ты ему не нужна, не нужна, не нужна!» После этих слов идет развязка: «Василиса опешила. стала чувствовать себя виноватой». Героиня задумывается, а права ли она была? Нужно ли ей это было?
Не случайно автор заканчивает свое произведение сценой прощания. Ведь Василиса верит в Бога, и по законам христианства она должна мужа простить. Осознав, что он наделал, поняв свою вину, он понимает состояние Василисы. А поняв ее, ему уже нечего делать на этом свете, и он умирает.
Распутин умело использует монологи героев для более полного раскрытия их образов и метаморфоз, происшедших за все время повести. Например, Василиса в начале повести обращается с сыном ласково, по-матерински, ближе к концу, когда Петр принимает сторону отца и его новой жены, Василиса относится к нему неласково, нервозно.
Писатель показывает, как в деревню пришли новые времена, новые возможности, а она живет по старым законам.
При чтении повести мне сразу же вспомнился «певец русской земли» С. А. Есенин. Хотя их и разделяет полувековой период, но оба автора рассказывают о судьбе деревни. В образе Василисы я узнал Катерину из «Грозы». Но только если Катерина борется с «домостроевским» обществом Кабанихи, то Василиса собирает в себе бунтарский дух всех крестьянских жен, угнетенных беззаконием системы. Хотя эта повесть и неактуальна в сегодняшнее время, но все равно она оставит свой след в истории русской литературы.