Изображение абсурда жизни в повести «Ювенильное море»

В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, тем, что проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиции современной личности, впитавшей в себя культуру, историю России, достижения всего мира.
Среди них повесть «Ювенильное море», созданная в 1934 году и дошедшая до читателя

лишь в 1986-м. В ней с необычайной убедительностью автор отразил абсурдность жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны.
Перед нашим взором предстает мясосовхоз «нумер сто один», к которому инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершей земле. Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза Умрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по графику, обрывать былинки на пешеходных тропинках, — а в целом хозяйством не занимается. В свое время он приехал из центра, где были созданы отделы по планированию «безвестных времен на тридцать лет
вперед». Эти задачи невыполнимы, поскольку для их решения «требуется вечность».
В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик, показывает происходящее в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; радея о мясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода. Вермо мечтает вместо «ветхих форм животных» завести бронтозазров для получения «по цистерне молока в один удой».
Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человеку относятся как к еще одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву, размышляет, «сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химически получить из тела Босталоевой». Жалость приравнивается к преступлению. «Ведь миллиарды разных людей умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоите жалеете. Мало ли на свете жителей осталось!. Жалейте хоть меня, если в вас гнилой либерализм бушует!» — возмущается Божев возле тела повесившейся Айны, на похоронах которой люди будут плакать только из приличия. Милосердие и доброта отрицаются полностью, счастья личной жизни не существует, его заменил труд. За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермо считал, что «любовь — это изобретение, как и колесо, и человек. долго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее необходимость». Становится ясно, что в этой «стране трудного счастья» тяжело и страшно всем людям.
Несмотря на небольшие размеры произведения, проблематика повести достаточно сложна. Платонов поднимает социально значимые для 30-х годов проблемы будущего страны, путей ее развития, методов хозяйствования и общечеловеческие проблемы — добра и зла, счастья, свободы личности. Все поступки герои повести совершают с пафосом, но писатель обращает внимание на ложность этого пафоса. Как пример, можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои молока и количество мяса, не увеличивая поголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животного.
Необычен и язык писателя: он сопоставляет несопоставимые понятия («ударный поцелуй», «кипящая вселенная», «безысходная энергия»), намеренно использует косноязычие («смотреть друг в друга», «пошла. нечаянно рядом»), иронию и сарказм (несмотря на то что совхоз находился «в русле речки, высохшей лет тысячу тому назад», на открытом месте, обдуваемом всеми ветрами, автор отмечает: «Гуртовая база была расположена разумно и удобно», а ее директор «любил все темы, кроме скотоводства»), политическую лексику («либерализм», «оппортунизм»), газетные штампы.
У персонажей повести «говорящие» имена и фамилии. Это еще один способ, с помощью которого автор раскрывает образ. Вермо ассоциируется со словами «верный», «верность». Он человек, навсегда преданный тому, во что поверил однажды. Фамилия Умрищев словно происходит от слова «умереть»; такие, как он, не способны жить в новом обществе. Божев, как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила отчество с приходом новой власти. Надежда Босталоева олицетворяет грядущую победу над «классовым врагом». Все это помогает писателю ярче передать особенности того времени.
С этой же целью автор мастерски использует многие художественные детали: голые ноги доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоевой, спящие на земляном полу пастухи — все указывает на бедственное положение людей и хозяйства страны.
Немалую роль играет в произведении пейзаж. Он помогает увидеть параллель между скудной природой степи и положением государства в целом: «редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих непищевых, бедных трав», «трава утомилась жить под солнцем», «скучная сила осеннего ветра и зимняя пурга, поющая о безысходности жизни». Сама «мертвая природа» отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на нищей земле.
Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. Противопоставляя глаза Умрищева, в которых находилось «постоянное углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего мироздания», глазам Босталоевой, в которых светится «классовая вражда», Платонов подчеркивает огромную нравственную пропасть между ними.
Поражает жестокость героев. Хотя Вермо и пытается облегчить труд человека, все его мысли направлены на «убийства всех врагов». Ужасает образ Босталоевой, мечтающей «разбить и довести до гробовой доски действующего классового врага», и образ Федератовны, говорящей, что «многих нужно убить». Наиболее безнравственны Божев и Священный. Их черствость, подозрительность и деспотичность становятся яркой приметой диктаторского режима.
Особая роль отводится «невыясненным» людям, к которым относится и Умрищев. Писатель показывает деградацию человека, — находящегося под гнетом тоталитарной системы, постепенное превращение его в винтик, в человекоробота. Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным образом жизни и отказывается от своих взглядов.
В «Ювенильном море» А. П. Платонов выступает как провидец, предсказывая будущее. В этом повесть схожа с романом-антиутопией Е. И. Замятина «Мы». Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечной политики государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картины, изображенные в повести, ужасают и заставляют читателя задуматься над тем, какую цену приходится платить за социалистические идеи.
Повесть называется «Ювенильное море», и рядом автор дает пояснение- «море юности». Возможно, имеется в виду юность, молодость, а значит, и неопытность страны. Как и человек в молодости, государство готово идти на любые безрассудства (уничтожение народа, переделку природы и всего земного шара), но скоро оно повзрослеет и поймет все свои ошибки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Изображение абсурда жизни в повести «Ювенильное море»