«Мне не стало хватать его только сейчас.»
Я не буду утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, что он мне нравится больше всех. Но сейчас именно он интересен мне как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступившийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный, по-настоящему, наверное, свободный человек, способный на озорства, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создавать его.
Высоцкий — явление поистине уникальное в истории нашей культуры (именно так!). Для многих он стал олицетворенной совестью эпохи, и поэтому далеко неслучайно нескончаемое
Как и другие, я сначала услышал Высоцкого
В стихах Высоцкого — биография страны. Он затронул, по-моему, все важные, или точнее больные, моменты нашей истории. Он рассказывал о войне, о больших стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий, как истинный поэт, пропустил время
Через свое сердце.
У Высоцкого много разных циклов стихов-песен: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, героико-романтические стихи о летчиках, геологах, альпинистах, любовная лирика, большой цикл военных стихов. И практически все, о чем он писал, так пронзительно прочувствовано и прожито, что кажется, будто поэт сам прожил всю эпоху, несколько жизней, и каждую — зрелым и умным человеком. Так, родившись в 1938 году, Высоцкий знал о войне по рассказам отца-военного, его фронтовых друзей, по книгам. Но он решился, как в свое время Лермонтов, говорить от имени участников войны. В этом, может, помогла ему психология бойца. В прекрасных стихах о войне Высоцкий так правдив, точен, что бывшие фронтовики порой думали, что поэт был с ними. Вершиной военного цикла я считаю стихотворение «Мы вращаем землю».
Наконец-то нам дали приказ
Наступать.
Отбирать наши пяди и
Крохи,-
Но мы помним, как солнце
Отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
В этом стихотворении словно звучат голоса тех солдат, которым не довелось услышать «приказ наступать». Они ушли в историю, так и не разделив общей радости Победы. Но это они летом и осенью 1941 года сдерживали врага, рвавшегося к Москве, и ценой своей жизни остановили его у стен столицы.
В предисловии к сборнику «Нерв» Р. Рождественский писал: «Песни Высоцкого о войне — это прежде всего песни очень настоящих людей. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину». У Высоцкого много стихов, где человек оказывается перед выбором, в самой крайней ситуации, в момент риска, и ему нужны мужество, воля, одержимость, чтобы выстоять, победить:
Да, можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь —
Опасный, как военная тропа.
Или:
Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.
Сам Высоцкий был бойцом, который задолго до объявления войны всяческой лжи и бюрократизму обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Обличал яростно. И наверное, потому тоже не печатали его стихов, опасаясь слишком «возмутительных» вопросов:
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же, вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем — через запрет?!
Во многих стихах Высоцкого чувствуются страсть и неистовство Маяковского:
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Вообще, тема свободы для Высоцкого — одна из самых
Важных:
Но разве это жизнь, когда в цепях,
Но разве это выбор, если скован?.
Свобода внутренняя — и свобода внешняя. Самодостаточна ли первая — и ее соотношение со второй. Поэт задыхался в безвременье — как личность и как поэт. И эта затравленность, крик измученного зверя, физическое ощущение нехватки воздуха — в его стихах. И тут же здоровая, какая-то по-настоящему мужская, злость, невозможность не-борьбы. И — рывок «на флажки». Снова и снова. Пусть это безнадежно сейчас — «другие придут».
Замечательны стихи Высоцкого о дружбе, любви, которые он, как и талант, считал редчайшим даром.
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
В цикле стихов «Баллада о любви» поэт утверждал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество, страны в единую Страну Любви. В песнях о любви Высоцкий, который в других стихах был подобен «пульсирующему сгустку нервов», становился как бы воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово «Баллады о любви» звучало по-особому трепетно:
Я поля влюбленным постелю —
Пусть поют во сне и наяву!.
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!
Стихи о любви — совершенно особая страница творчества поэта. За их простотой — тонкая изысканность, пусть несколько старомодное — но настоящее рыцарство; немного мальчишества, немного безумия. Но главное — ощущение теплой и надежной ладони. Это мир, где все на своих местах: женщина — это женщина, мужчина — мужчина, и рядом — Любовь. Песни Высоцкого последних нескольких лет перед смертью пронизаны все усиливающимся трагизмом и безысходностью. В песне «Я из дела ушел» поэт пересматривает идеал борьбы: «Я не успел — я прозевал свой взлет!». В современном мире борьба не только оказывается тяжелой и подчас смертельной, но и бесполезной. Поэт, по мнению Высоцкого, — трагическое лицо в истории:
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
Поэт может стать кумиром, вождем толпы, может — ее жертвой, но, узнав, какого рода память ждет его среди потом, ков, может только воскликнуть:
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило.
Неужели такой я вам нужен после смерти?!
Неужели поэт не оставляет следа в сердцах людей?’ Зачем же тогда он, Высоцкий, вкладывал душу, срывал голос?
Но не сгорел поэт, «светя другим», бесследно. С упоением слушали и слушаем его все мы. Ведь лучшие песни и стихи В. Высоцкого — для жизни. Они — друзья. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах человеческой души. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша общая намять.