Размышляя над названием романа
Роман «Чевенгур» — чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы ^мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как «ремонт» всей земли, горестные столкновения со свинцовым идолом бюрократического зла — все вокруг ожило в величественном и мучительном сне. Многие давние впечатления заново мучили Платонова, возвышали или умаляли в его глазах значение человеческой личности. Мысль писателя начинала блуждать,
В «Чевенгуре» отчетливо просматривается Ново-хоперск, где находился сам Платонов в 1919 году. Очень точно, жизнеподобно воссоздан провинциальный рынок времен нэпа. Эпизоды антоновского мятежа, вызванного продразверсткой, на Тамбовщине: «Роман являет собой мощный народный диспут, открытый митинг — о судьбах страны, о настоящем и будущем общества».
Чевенгур — веча гул (летописное известие 1097 года). Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, муд рецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. О настоящем и будущем страны говорят и думают все: крестьянин из слободы Петропавловки, ехидничающей над Сашей; скучающий от бедности Поганкин и даже дети, которые за годы голода постарели и думают, как большие.
Площадь — это гул, многоголосие, множественность самостоятельных, подменно неслиянных и полноценных голосов и сознаний! Это она главное место, где развиваются главные события, оказывающие большое влияние на чевенгурцев. У Платонова говорят и спорят не только персонажи. Во взаимном противостоянии находятся отдельные элементы сюжетного развертывания: факты по-разному разгады-ваются, психология героев оказывается противоречивой, роман диалогичен. Целое «Чевенгура» строится как большой диалог, внутри которого звучат композиционно выраженные диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечевого начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено юродство русской души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, великое и ничтожное, развернута система карнавальных снижений и приземлений.
В этом романе есть еще один главный герой — Симон Сероинов, революционер, в нем сталкиваются две противоположные идеи: любовь к людям и одновременно презрение к ним. Персонажи Платонова вечно движутся, останавливаются, возвращаются и снова пускаются в путь.
Исторические границы романа «Чевенгура» Платонов то и дело размывает, делает призрачными.