Поиски правды в произведениях Платонова
Для раннего творчества Платонова характерны рассказы, в них он выражает свое видение жизни. Его герои честны, хотят жить правдой. Поискам этой правды посвятил свою жизнь Макар Галушкин из рассказа «Усомнившийся Макар». Он считает неправильным то, что транспорт везет пустые бидоны из-под молока из Москвы, предлагает построить трубу для перекачки молока. Начальник, к которому он обратился, говорит: «Я исполнитель, а не выдумщик труб». Макару снится сон: на горе стоит научный человек думающий о целостном масштабе. Взор его обращен в дальнюю,
Своеобразен герой другого рассказа — «Сокровенный человек». Это Пухов, сокровенный — значит непонятный для других, живущий своей жизнью. Он любит вкусно и сытно поесть. Он ест колбасу на могиле жены не потому, что жесток, а потому, что это проявление жизни. Все мертвое ему не интересно. Так, его не волнует мертвый машинист, в это время он любуется красавцем паровозом, в машине сейчас больше
Это все для него важно. А вот нудная работа — суета: «До чего мне трудящимся быть надоело», — говорит он. Ему лень топить печь, у него нет квартиры, но и в такой обстановке у него тепло на душе и приходят хорошие мысли. Не всякая работа ему чужда, если предстоит трудное, необычное дело, он доволен. Предлагает необычный способ разбить бронепоезд белых: пустить под уклон дрезины с песком. Правда, погибли свои же люди. Но для Пухова важен не результат, а сам процесс. Он знает себе цену, не терпит приказного тона, даже если это комиссар флота. У него на все свой взгляд, не считает нужным носить военную форму. Не посещает политические занятия: «Я хочу свежим жить», — говорит он, веря в организацию мысли. Его невозможно поставить в строй. В партию он не вступил, объяснив это так: «Я человек облегченного типа», т. е. проживу, как хочу. И еще одно объяснение Пуховым своей жизни: «Я природный дурак», т. е. не так думающий, не так живущий как все. Поэтому он одинок, ему проще с умной машиной, чем с людьми. В политических переделках он остался самим собой: не коммунистом, не революционером, не белогвардейцем. Он просто человек, живущий так, как ему интересно. В этом и есть смысл его жизни. Платонову он симпатичен: свободный, сохранивший себя.